ГоловнаПолітика

Предчувствие войны

Не могу избавиться от ощущения, что на наших глазах разворачивается самая опасная за последние 18 лет спецоперация по ухудшению украинско-российских отношений. До уровня войны.

Налицо – всплеск истерики о якобы вероятной военной агрессии России в отношении Украины. Повод: принятие в первом чтении нижней палатой российского парламента законопроекта, разрешающего использовать ВС России за границей – для «отражения нападения, защиты граждан, предотвращения агрессии против другого государства и борьбы с пиратством». Право решения по применению войск делегировали президенту России.

Начало этой истории положило августовское обращение Д.Медведева к В.Ющенко. 12 августа Народный Рух Украины, Украинская народная партия, Конгресс украинских националистов, ИО «Свобода» и УРП «Собор» выступили с обращением к президенту В.Ющенко, в котором попросили вернуть Украине ядерный статус. Дальнейшая цепь событий.

7 сентября В.Ющенко в интервью немецкому еженедельнику Der Spiegel обвинил Россию в дестабилизации ситуации в Крыму. Цитата: «Поскольку есть силы, которые делают ставку на дестабилизацию ситуации в Крыму, Украина должна искать поддержки со стороны НАТО».

10 сентября появилось «Обращение интеллектуалов, политиков и общественных деятелей Украины к парламентам, правительствам и народам мира», где есть такие места: «В российском обществе из украинцев формируется образ врага», «Впервые за многие годы появились признаки того, что Кремль не исключает из арсенала своих внешнеполитических инструментов в отношении Украины и силовые средства».

12 сентября экс-секретарь СНБО Владимир Горбулин и директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак заявили в «Зеркале недели», что «население Украины, в отличие от российского, никто не готовит к военным действиям, не воспитывает милитаристские настроения и образ врага в облике россиян».

14 сентября ряд политиков и экспертов, близких к Секретариату президента Украины, публично повторили тезисы «Обращения».

В настоящее время несколько телевизионных каналов подготовили и готовят по этому поводу для своих новостных и информационно-развлекательных программ сюжеты на уровне «война за порогом».
Сначала – о сути изложенного выше.

Первое. В новациях российского законодательства нет ничего, что бы его отличало от украинского. Велика роль главы государства. Закон «О государственных договорах Украины» от 29 июня 2004 года гласит, что президент от имени Украины подписывает международные договоры страны «о военной помощи и направлении подразделений ВСУ в другие государства». Прав экс-министр обороны А.Гриценко, что новый закон РФ – скорее нечто положительное, поскольку президент России сможет теперь применить войска только после одобрения такого решения Советом Федерации, что дает время поразмыслить, одуматься, а кому-то – подготовиться к отражению удара.

Отдельно следует сказать о словах Владимира Горбулина и Валентина Бадрака о подготовке населения России к войне. Исследования авторитетного социологического «Левада-центра», бывшего ВЦИОМа, показывают ухудшение отношения россиян у украинцам, падение в два раза числа тех, кто к Украине относится хорошо, и рост в два раза тех, кто к ней относится плохо. Без анализа специальных исследований мне крайне трудно сказать, в какой мере объясняется это внутренней российской пропагандой, а в какой – последовательной антироссийской политикой В.Ющенко. Что же касается того, что «никто не воспитывает в украинцах милитаристские настроения и образ врага в облике россиян», то никто украинцев не заставляет (пока что, слава богу) определяться, врагом какой нации они должны быть.

Безусловно, каждое из этих обстоятельств можно объяснить по отдельности. Украинские правые традиционно радикальны, и если они пока не сказали, что Украина должна обладать химическим и бактериологическим оружием, то наверняка начнут говорить после прочтения этой статьи. Интервью В.Ющенко Der Spiegel – не первое антироссийское и, думаю, не последнее. У коллективного обращения «интеллектуалов, политиков и общественных деятелей Украины», несомненно, есть автор, но и это не первый такого рода документ. Телеканалы, преследуя интересы по деланию рейтинга, этого ТВ-заменителя денег, могут не отдавать себе отчета в том, что приглашением в эфир российских радикалов, повтором в разных вариантах слов «Украина – Россия – война» фактически приучают телезрителя к чему-то подобному, провоцируя войну уже по собственному недомыслию.

А вот эти же факты, собранные в единую логику, приводят к неутешительным выводам.

Никаких предпосылок к украинско-российской войне нет и быть не может. Ни Украина, ни Россия (в отличие от Румынии) на официальном уровне не заявили территориальных претензий друг к другу. Российские военные не занимали, как в Грузии, украинские земли, поддерживая оружием сепаратистов. Да, российское руководство может нуждаться в создании из Украины образа врага, из украинского руководства – образа неудачника, на фоне которого Кремль выглядит «гигантом мысли». Но подавать Украину и ее руководство как нечто не очень нормальное – это одно, развязывать войну – совсем другое.

Начинать войну с Украиной – огромный удар для России. И, тем не менее, разговоры об этом идут. Что же может стоить такого огромного ущерба, которым обернутся боевые действия, и вполне реальных трупов, ибо войны без трупов не бывает? Серьезного, на много ближайших лет ухудшения отношений Украины с Россией? Репрессий против наших соотечественников в России?

Мой ответ таков – выборы.

Проанализируем ситуацию. В.Ющенко ведет себя как человек, не собирающийся из власти уходить. В том же интервью Der Spiegel на реплику о том, что у него мало шансов выиграть президентские выборы, поскольку его рейтинг в лучшем случае составляет 6–8%, в то время как у Тимошенко доходит до 30%, глава государства отреагировал: «Не надо таких цифр!». И в то же время избирательная технология В.Ющенко примитивна – обсуждение конституционных новаций, которые всерьез не воспринимает даже его собственное окружение. Следовательно, надо допустить, что кто-то разработал стратегию, как остаться при власти без выборов.

6 октября 2008 года депутат Т.Чорновил заявил, что ему стало известно о существовании некоего плана «перекрытия кораблям Черноморского флота России выхода из бухт Севастополя, возможных попыток украинских властей силой захватить маяки, которыми пользуется Черноморский флот в Крыму».

29 ноября 2008 года Соня Кошкина сделала интервью с Романом Зваричем, тогда «нунсовцем»: «Мы нарабатывали стратегию досрочных выборов в Раду. «Засвечивать» ее я, понятно, не стану, скажу только о главном мэсседже: “Украина в опасности”». Можно предположить, что этот сценарий был известен В.Ющенко и его окружению еще до перехода Р.Зварича в «орбиту» БЮТ? И включает в себя создание в предвыборный период виртуальной угрозы от России, захват представителями какой-либо украинской праворадикальной организации маяков ЧФ, эскалацию ситуации, к примеру, в Крыму, мобилизацию под это все патриотического электората?

Сопоставим свидетельства Т.Чорновола и Р.Зварича. Немало интересного, не правда ли?

Война под выборы – это конец выборам. Война – это задействование законов «О чрезвычайном положении», «Об обороне», отмена правовых действий по выборам на неопределенное время. Кто или что может помешать действующей власти разыграть этот – подчеркну – сугубо гипотетический сценарий?

Позиции В.Януковича и Ю.Тимошенко. Надо учитывать принципиальный момент – вне контекста выборов вооруженная эскалация отношений с Россией лишена любого смысла. В.Янукович силой своего авторитета может заставить своих сторонников в Крыму не поддаваться на провокации, от кого бы они ни исходили. Ю.Тимошенко, которая уже заняла такую позицию, что любые выборы, в которых побеждает не она, априори будут объявлены антидемократическими и сфальсифицированными, должна считаться еще с одной угрозой срыва выборов – военной. Впрочем, в том же интервью в Der Spiegel В.Ющенко еще раз обвинил Ю.Тимошенко в том, что она представляет интересы России, и заявил, что окружение Тимошенко препятствовало расследованию обстоятельств отравления его диоксином в 2004 году…
А военных, сотрудников спецслужб Украины и России можно просить только об одном: выполняя приказы, помнить – ничто, никакая политическая целесообразность, ничье политическое будущее не стоит хотя бы одной капли человеческой крови. Не говоря уже о том, что никто не простит тех, кто будет делать врагами Украину и Россию.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram