ГоловнаПолітика

Политический туризм

Что делать, если близкий вам человек угасает, а врачи советуют «готовиться»? Очевидно - бороться до последнего: привлекать все более именитых специалистов, отыскивать дефицитные препараты, заказывать во всех церквях «за здравие». Словом, не опускать рук. Так, чтобы потом – при любом исходе – могли честно сказать: «я предпринял все, что мог».

Фото: Страница на Facebook фонда Петра Порошенко

Слоган «я предпринял все, что мог» актуален и для внешнеполитических «фронтов» Украины. Особенно – европейского.

Дистанция между Украиной и Старым светом увеличивается все стремительнее. Стремительнее и стремительнее.

Однако, многие европейские и украинские чиновники/бизнесмены еще развивают какие-то активности, проводят встречи, консультации, форумы, практикуя все новые виды политического туризма. «Сухого остатка» - ноль, зато – сохраняется коммуникация, что – в настоящий момент – уже немало.

Последний такой «сейшн» политического туризма состоялся в Брюсселе в понедельник. Представительство на конференции «Украина-ЕС: путь вперед», соорганизатором которой выступал Фонд Петра Порошенко, было довольно солидным: первый вице-премьер Украины, глава СНБО, глава набсовета НБУ, главы шведского и литовского МИДов, еврокомиссар по вопросам политики расширения, вице-президент группы Прогрессивных социалистов и демократов в ЕП, глава «Народного руха».

Скажите, много вы знаете конференций, на которые столь именитые гости прибывают просто «за жизнь» поговорить, а не документы какие-либо подписать, предметные договоренности заключить? То-то.

В этом – один из «парадоксов» (как позже обозначит их комиссар Фюле) украинского политического туризма. Да, у элит могут быть свои интересы, задачи, приоритеты. Они еще даже могут их обсуждать. Пока еще и в Брюсселе могут. Но итоговые решения в Киеве все равно принимает один человек. И ему в Европу, судя по всему, не очень-то надо.

- Сегодня мы обсудим перспективы дальнейшего сотрудничества в новых условиях…, - корректно предупредил модератор.

Первый докладчик – секретарь СНБО.

Фото: Lb.ua

Уставший и потухший – поправив на переносице очки – Андрей Клюев принялся зачитывать заготовленное. Конкретно - набор шаблонной банальщины. Про важность евроинтеграции, успех реформ, тщательную подготовку власти – первой, конечно, заинтересованной, чтоб все, как говорит Игорь Рыбаков, «чики – пики» - к парламентской кампании 2012-го и т.д. Словом, ни сучка, ни задоринки. Покуда, не дошел до Тимошенко. Тут и споткнулся:

- Да, эта история негативно влияет на динамику наших двусторонних отношений, но я хочу напомнить о необратимости уголовной ответственности за совершенные уголовные преступления, в независимости от чинов и званий человека, - произнес абсолютно спокойно.

Так, будто Президент Янукович не обещал давеча европейцам декриминализацию-либерализацию и мир во всем мире. Обещать, конечно, не значит жениться, однако Виктору Федоровичу, до поры до времени еще верили, а если и не верили, то виду не подавали. А, тут – секретарь СНБО одним махом опровергает все, на чем столь долго и упорно настаивал глава государства.

Масла в огонь подлил близкий друг Клюева Фюле, привлекавший внимание журналистов нескромного вида «котлами». Внешний вид «котлов» порождал неприличные подозрения (насколько неприличные – уточним в ближайшее время, по мере «идентификации» марки часов) в излишней его близости с украинским бомондом.

Фото: Lb.ua

- Украино-европейские отношения – история парадоксов. …Избирательное правосудие, конституционная реформа, ухудшение бизнес-климата в вашей стране, все это стало для нас серьезным разочарованием. …Есть, конечно, и позитивы. Так, декабрьский киевский саммит продемонстрировал, что мы можем совместными усилиями. В прошлом году мы парафировали беспрецедентное соглашение Украина-ЕС, но сроки его подписания будут зависеть от того, какими темпами станут проходить необходимые реформы в вашей стране. Думаю, это возможно уже осенью. Многие политсилы, конечно, скажут: после выборов…

Разойдясь, Фюле даже выписал «рецепт»:

- Власть должна создавать условия для того, чтобы оппозиция могла принимать конструктивное участие в реформировании жизни украинского общества, - назидательно изрек еврокомиссар.

Сиявший традиционным своим гламуром, Валерий Хорошковский слушал Фюле без наушников. Хотя прежде в познаниях английского уличен не был.

- Диэр френдз! – торжественно произнес, наконец, сам Валерий Иванович.

Настал заветный час: первый вице поразил всех знанием английского. Да, пусть еще пока не уверенного, не безупречного, с забавным – свойственным неофитам – произношением («вин ид юйор сэппорт»), но тем не менее. Учитывая, что пару лет тому английский был для него как для Николая Яновича – эстонский, успех очевиден.

Посему, неважно что Хорошковский говорил, важно как он говорил.

- Мы должны вернуть отношения Украины и Европы в правильное русло. На правильный путь. На быстрый путь. Я бы сказал, нам нужно «перезагрузить» наши отношения.

Бедняга Клюев даже не смотрел в его сторону. Он оказался единственным из спикеров, вещавших по-русски.

- Если вы хотите чего-то добиться, то должны стать конкурентными на европейских рынках. Я о бизнесе сейчас, прежде всего, говорю, - уверенно парировал Хорошковского Карл Бильдт. - Есть в Африке государство - Тринидад и Тобаго… Хорошая страна, - сделал выразительную паузу. - Но, ведь, она не конкурента, верно? Поэтому мы о ней тут и не говорим.

Восседавший в центре стола Петр Порошенко был чрезвычайно угрюм. Задолго спланированная на конец февраля конференция, случайно совпала в попыткой «назначить» его в КМУ. Только он все не «назначался», пауза затянулась, становясь уже просто неприличной. Вдобавок, многие присутствующие обращались нему с ироничным «господин будущий министр».

- Ваша острая критика обнадеживает. Значит, Украина вам еще не безразлична, - безрадостно пошутил, замыкая «цепочку» спикеров.

***

Вопросы зала собирали «оптом»: несколько подряд, потом – ответы. Интересовавший публику спектр – самый широкий: от того «что будет, если к осени Украина не выполнит обещаний. Значит ли это, что подписание договора не состоится?» и до «Что вы думаете о покушении на Путина?».

«Отчитывались», в основном, украинские гости. Вот – фрагмент видео, запечатлевшего забавный момент: как Андрей Клюев сперва «докладывает» этапы «трудового пути» - от зама губернатора до «наших дней», затем – обстоятельно поясняет специфику «тайны следствия».

Не менее забавно было наблюдать легкую пикировку Хорошковского с Клюевым.

Вроде того: Клюев – «я этим еще сто лет тому занимался, ну, вот теперь Валерий Иванович продолжит»; Хорошковский: - «наши наработки пригодятся СНБО», ну и т.д. Кто кого сильнее заденет. Европейцы, слушая синхронный перевод, хихикали, не таясь.

За что и «получили»:

- К сожалению, я не могу сказать, что сегодня в парламенте есть достаточно голосов для принятия решения по декриминализации «статей Тимошенко». Как вам известно, провластное большинство состоит из нескольких политсил. Идут дискуссии. И некоторые политсилы большинства даже ставят вопрос о том, что если декримнилизация будет вынесена на голосование, то возможно говорить об их выходе из коалиции, - неожиданно выпалил Клюев, окончательно развенчав образ Виктора Федоровича – миротворца и благодетеля.

Развенчав:

А) злонамеренно («вы еще без меня поплачете!»);

Б) не подумавши;

В) вознамерившись «перевести стрелки» с «дела Тимошенко» на вероятный распад коалиции?

Все это Lb.ua решил выяснить все наверняка.

- Андрей Петрович, так вы штабом руководить будете, нет? – позже настигла секретаря СНБО в кулуарах.

- Нет, у меня ж СНБО, какой штаб…

- Так это ваше было решение или Президента?

Простой сей вопрос, Андрея Петровича озадачил. «Ну, что спрашиваешь, неужели сама не понимаешь?!», - деланно-укоризненно глянул из-под очков.

- Президента, а, значит, и мое, - нашел, после некоторой паузы, приемлемую формулу.

- То есть, вас перед фактом поставили?

- Соня! – взмолился слабым голосом, где-то за нашими спинами, представитель Украины при ЕС, Елисеев, опекавший тут высших чинов, будто детей малых. Опасаясь, видимо, что не слишком приятные вопросы могут им подпортить настроение.

- А теперь вас еще и коммунисты шантажируют?

- Ну, вроде того… Шантажируют, - подтвердил неохотно.

- Вас, целую партию власти шантажируют какие-то несчастные коммунисты?

Визави молчал.

- Как же нехорошо распад коалиции будет выглядеть в глазах ваших избирателей…

- Ну, мы с коммунистами работаем… Консультации, так сказать, проводим. До выборов как-то будет…

- А сами выборы состоятся?

- Да, пройдут осенью. Это по-любому! – деловито резюмировал пред лицом огромной стеклянной двери. Через минуту сутуловатый его силуэт скрылся в туманной мути брюссельского вечера.

***

Конференция закончилась поздно. Те из гостей, кто не воспользовался услугами личного чартера (ввиду отсутствия оного), на будущий день еще наметили и провели ряд двусторонних встреч. По ходу которых услышали относительно новые – как для украино-европейских отношений – рефрены. Общим числом – три. Все три - из «разряда» «парадоксов», о которых говорил Фюле.

- Полностью терять Украину из-за того, что там у вас сейчас происходит, неправильно. Если сложно коммуницировать с первыми лицами, следует развивать диалог с неправительственными организациями, гражданским обществом. С другой стороны, люди сами выбрали себе такое руководство и мы сегодня имеем дело с представителями народа Украины.

- Не хотелось бы перечеркивать всю историю наших отношений из-за дела Тимошенко. Вместе с тем, ее вопрос обязательно должен быть как-то решен. Как – это уж вам самим разбираться.

Ну, и главное, о чем писать, собственно, уже доводилось:

- До осени 2012-го никаких позитивных сдвигов в Украине Европа не ожидает. Как дальше – зависит от исхода кампании.

***

Согласно одной из трактовок, «парадокс» - ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Ну, не об украино-европейских ли отношениях? Прав был Фюле…

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram