«Мир меняется! – объявил недавно сенатор Джон Маккейн. – Пример Ливии может подтолкнуть к переменам в таких странах, как Сирия, Иран, Китай и Россия. Благодаря ливийцам, люди знают, что на смену диктаторам могут придти свобода и демократия». Интересно только, кто же объяснит ливийцам и всем остальным, что же такое «свобода» и «демократия» по версии экс-кандидата в президенты США от Республиканской партии?
Ливийские «р-р-революционеры»
У Маккейна, «главного русофоба Америки», для такого заявления не было никаких оснований, поскольку достоверной информацией о событиях, происходивших в Ливии, он не владел. И спросить ему было некого!
Например, в мае, в самый разгар боев за Мисрату, глава Пентагона, Роберт Гейтс, признался журналистам: «Честно говоря, мы не знаем, кто они такие, за исключением нескольких лиц в руководстве Переходного национального совета (ПНС) Ливии. Мы имеем дело лишь с небольшой группой людей в Бенгази. У нас мало информации о повстанцах в городах по всей Ливии. Кто они? Являются ли они представителями племен? Мы, вообще, мало что знаем об этих племенах…»
Может быть, европейцы были осведомлены лучше?
В сентябре, во время визита в Ливию премьер-министры Франции (Николя Саркози) и Великобритании (Дэвид Кэмерон) на переговорах с ПНС «выразили опасения, что элементы, связанные с исламским фундаментализмом, могут постепенно занять лидирующие позиции в Ливии». Но ни Саркози, ни Кэмерон не назвали ни одного «элемента», хотя бы, по фамилии…
И Роберт Гейтс не назвал, хотя отмечал, что у ЦРУ «были данные об участии экстремистов в боях на стороне оппозиции»!
«Революция» и Al Kaida
Увы, начинать придется с ликвидации безграмотности. Как всегда бывает на Востоке, пока не узнаешь, кто с кем спал, и что случилось потом, не поймешь ничего!
Итак, в 1969г. Муаммар Каддафи вместе с соратниками по подпольной организации «Свободные офицеры» сверг короля Ливии Идриса I.
Полное имя этого монарха было Мухаммед Идрис аль-Махди ас-Сенуси. Родился он в провинции Киренаика, где находится город Бенгази, и был внуком и наследником основателя суфийского религиозно-политического ордена сенуситов, Мухаммеда бен Али ас-Сенуси.
В XX-м веке орден последовательно боролся и с турецкими колонизаторами, и с итальянскими, и с пр. другими, но достаточно оргинально! С одной стороны, при Идрисе I Ливия, наконец, стала независимым Соединенным королевством в составе трех провинций: Триполитания (запад, Триполи) - самая населенная и самая промышленно-развитая часть страны, «любимица» Каддафи; Киренаика (восток, Бенгази) - «падчерица», обделенная вниманием центральной власти и инвестициями; Феззан (юг) - пустыня, оазисы, бедуины.
С другой стороны, Идрис I передал США в долгосрочную аренду крупнейшую в Северной Африке авиабазу и множество мелких аэродромов в прибрежной пустыне. Франции достались военные базы и аэропорты в Феззане, на подступах к французским колониям в Центральной Африке. Италия получила морские порты, торговые льготы и земли на побережье, пригодные для ведения сельского хозяйства.
Странная независимость, не правда ли?
Но это была, скажем так, исключительно светская причина мятежа Каддафи в 1969 г. С религиозной точки зрения, королевство Идриса I также не имело права на существование. Дело в том, что Мухаммед бен Али ас-Сенуси, в свое время, категорически отвергал любое христианское влияние на мусульманское общество, его традиции и мировоззрение, а Идрис I ас-Сенуси сотрудничал с христианами, «купив» себе трон путем многочисленных уступок кяфирам. Иными словами, если дед признавал только авторитет Корана, сунн и хадисов, то внук, отказавшись буквально и педантично следовать примеру Пророка, предал ислам…
Оставляя «за скобками» религиозные воззрения самого Каддафи (без профессионалов-богословов в них разобраться невозможно – авт.), остается сказать, что Бенгази, где род ас-Сенуси, по-прежнему, весьма уважаем, традиционно являлся оплотом мусульманской ортодоксии во всем арабском мире. И главным «кадровым резервом» для Al Kaida!
Маленький, всего-то 79 000 жителей, городок Дерна, расположенный на побережье Средиземного моря в 30 км от Бенгази, дал Al Kaida больше бойцов, чем Саудовская Аравия, Иордания и Афганистан вместе взятые. Уроженцы Киренаики составили единственное в структуре Al Kaida моноэтническое «боевое подразделение», состоящее исключительно из ливийцев…
«Из искры возгорится пламя»
Теперь вы знаете, почему «революция» в Ливии началась именно в Бенгази и его пригородах, где 15 февраля толпа потребовала от администрации освободить арестованного «религиозного активиста». «Протестанты» заранее запаслись бутылками с зажигательной смесью, плакатами с требованием отставки Каддафи и разгромили полицейские участки. Всего во время этой «акции» пострадали 14 человек, из них 10 полицейских. Двое стражей порядка были просто повешены.
Это была та самая «искра», которую ждали!
На следующий день, 16 февраля в социальных сетях появились призывы к «революционному» flashmob – к проведению по всей стране «Дня гнева».
17 и 18 февраля захваты и поджоги полицейских участков «случились» в Бенгази, Дерне и в Эль-Бейде…
То, что «народные протесты» отнюдь не спонтанны, Каддафи должен был сообразить еще 18 февраля, когда во время Пятничной молитвы на площади Тахрир, в Каире, перед почти полумиллионной аудиторией выступил Юсуф аль-Кардави, глава Всемирного союза мусульманских богословов и духовный лидер ХАМАС. Он призвал «ливийскую армию физически устранить Каддафи», назвав последнего «палачом своего народа, пролившим потоки крови».
О том, что за 15-18 февраля в Ливии погибло, по разным оценкам, всего от 200 до 400 человек, шейх умолчал. Зато он пообещал благоверным: «[После победы] мы завоюем Иерусалим и будем молиться в мечети Аль-Акса!»
Вот, интересно, в какое количество жертв аль-Кардави оценил бы новую арабо-израильскую войну?
Однако, я продолжу.
20 февраля в Бенгази были захвачены арсеналы и военная база… Как отреагировал Каддафи? Он счел эти протесты обычными беспорядками, которые в Киренаике случались с регулярностью раз в несколько лет, с тех пор, как в 1970 г. из Ливии были высланы все члены экстремистской организации «Братья-мусульмане». Поэтому и реакция была «как всегда» - в город стянули силы безопасности и отдельные армейские подразделения со всей прибрежной части страны, даже из Триполитании, благо вдоль побережья Средиземного моря проложено отличное шоссе.
А 21 февраля в Триполи, оставшемся практически без защиты, «толпы протестующих» взяли штурмом международный аэропорт, телецентр и разгромили большинство полицейских участков, а также подожгли здание Правительства…
Почти, как большевики в 1917 году!
Война в городах
Призыв аль-Кардави к армии (примерно 50 000 личного состава – авт.) «устранить Каддафи» никто не услышал. Дело в том, что, вооруженных сил, как таковых, в Ливии нет. Есть, вернее, были отдельные, «элитные» части: танковые бригады, авиационные эскадрильи, ракетные дивизионы, войска связи. А все остальное – кадрированные подразделения, куда, в случае необходимости предполагалось призвать резервистов. Это для них – многочисленные арсеналы, склады и хранилища.
Тогда кто принимал участие в «революционной» войне?
С одной стороны воевала личная гвардия Каддафи, чуть более 3 000 хорошо обученных бойцов. С другой стороны – «добровольцы» под руководством «полевых командиров».
Как воевали? А с переменным успехом. «Революционер» Абделькарим аль-Хасади, недавний узник американской тюрьмы, возглавил 18 февраля в Дерне «исламский эмират» и повел своих сторонников на штурм арсеналов в Бенгази. Но он не обнаружил там никакого тяжелого вооружения, никакой военной техники – Каддафи никогда не доверял мятежной Киренаике! А потому вместо наступления на Триполи аль-Хасади пришлось занимать оборону и проводить с мальчишками (это видео обошло весь мир – авт.) курсы по начальной военной подготовке. Подростков и юношей учили, например, тому, что между автоматом и гранатометом есть большая разница: АКМ надо прикладывать к плечу, а РПГ – ложить на плечо…
Тогда же в Бенгази появились и «махновские тачанки» - джипы и пикапы с пулеметами Sam-7. Кстати, чисто афганское «изобретение». А «контрреволюционеры», т.е. обычные граждане, тем временем, создавали в своих кварталах отряды самообороны, получая оружие из рук официальных властей, поскольку, полиция, как таковая перестала существовать в Ливии в первые же дни переворота…
Да, давайте уж, будем называть вещи своими именами, в феврале в Ливии случилась попытка государственного переворота!
Долой палача Каддафи!
Возглавляли заговорщиков не армейские офицеры, не торговцы коврами и не владельцы бензоколонок. И даже не вожди племен. Главным в Переходном национальном совете стал Мустафа Абдель Джалиль. Это б. министр юстиции при Каддафи, а потом – адвокат, защищавший радикалов-исламистов. «Вооруженными силами» ПНС стал командовать экс-министр внутренних дел при Каддафи, Абдель Фаттах Юнис.
На пятый день «революции», вдохновившись ее первыми успехами, о своей приверженности ценностям «свободы и демократии» обявили Али Ауджали (действующий посол в США), Абдель Муним аль-Хуни (глава представительства Ливии при Лиге рабских государств), Ибрахим Даббасчи (заместитель представителя Ливии при ООН) и многие другие чиновники.
Эмиграция делегировала в ПНС Махмуда Джебрила (б. чиновник Каддафи, специалист по планированию) – он возглавил исполнительный комитет. Нашлось место и для б. генерала Хефтира - когда-то он не сошелся с Каддафи во взглядах, но за былые заслуги ему позволили эмигрировать в США. И, наконец, к ПНС присоединились Али аль-Иссауи, бывший посол в Индии, и Мухаммед Абдельазиз – б. сотрудник ООН (курировал отношения ООН с арабскими странами).
Ну, и как вы себе представляете «революцию» во главе с бывшими министрами внутренних дел и юстиции? Кто, как не они должны вместе с покойным Муаммаром Каддафи нести всю полноту ответственности за репрессивную и, зачастую, действительно, кровавую политику режима в течение многих предшествующих «революции» лет?
Впрочем, Абдель Фаттах Юнис, осуществлявший общее руководство отрядами ПНС, свое уже получил. 28 июля он был демонстративно расстрелян одним из своих телохранителей в присутствии других «полевых командиров». Подлинные обстоятельства его гибели так и остались невыясненными…