Вот моя мама умирала долго и трудно. Раньше она частенько мне говорила: « - Сынок, только бы умереть без мучений, только бы не быть никому в тягость!..». Не получилось…
Один инсульт, другой, третий, несколько лет растительного существования, памперсы, поильники, противопролежневый матрац… Я тогда впервые всерьёз задумался об эвтаназии.
Теперь, кажись, подходит и моё время мечтать, вот, придёт срок - хорошо бы без мучений и быстро, чтобы никому не быть в тягость!..
Хорошо бы. А вдруг и мне не повезёт? И всё это отвратительно растянется. Что тогда?.. И снова приходят мысли об эвтаназии.
О гитлеровском плане эвтаназии «Т-4» вспоминать не будем – сотни тысяч безжалостно умерщвлённых умственно отсталых, психически больных людей, эпилептиков, пациентов, страдающих от старческой немощи и различных органических расстройств: паралич, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, опухоль мозга… Сделано ужасно!.. Но нам, людям, лучше, всё же, пользоваться опытом цивилизованных сообществ.
Так вот, об эвтаназии. Из многих вариантов, наиболее исчерпывающим мне представляется следующее её определение:
«Эвтаназия - это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя, с целью прекращения физических и психических страданий пациента, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого неизбежно должна наступить смерть».
Вот и всё. Технически процедура элементарная. Морально-этически, скорее всего, – трудноразрешимая.
Первой решила разобраться с этой проблемой реалистичная и свободная Голландия. Вопрос о легализации умерщвления безнадежных больных из милосердия там начали рассматривать ещё в далёкие 70-е. Но лишь через тридцать один год скрупулёзной работы, в апреле 2001-го закон был принят парламентом и, таким образом, Нидерланды стали первой в мире страной, законодательно закрепившей за смертельно больными пациентами право на добровольный уход из жизни.
Следом, в 2002-м, легализовала эвтаназию Бельгия. В 2004 году уже в Израиле и Франции смертельно больным людям позволяли отказываться от лечения. Затем к ним присоединилась Швеция и Финляндия. За ними Норвегия, Германия, Австрия, Дания, Венгрия и Испания. В 2009-м эвтаназию легализовал Люксембург. В 2010-м Швеция позволила медицинское содействие при суициде. И так далее.
А вот американцы, желающие подстраховать свой уход, пишут распоряжения, известные в США ещё с 1976 года, как "завещания, подлежащие исполнению при жизни завещателя", по-английски «living wills». В отличие от обычного завещания, «living will» вступает в действие еще до физической смерти подписавшего его лица.
Текст такого «living will» гласит:
"...я, будучи в ясном уме и твердой памяти, добровольно и без какого либо принуждения выражаю твердое желание, чтобы моя смерть не была искусственно отсрочена при возникновении условий, описанных ниже, о чем я делаю настоящее заявление. Если когда-либо я получу травму несовместимую с жизнью, или заболею неизлечимой болезнью с развитием критического состояния, которое будет подтверждено двумя врачами, лично осмотревшими меня (одним из них должен быть мой лечащий врач), и если врачи определят, что я умру независимо от того будет проведено лечение или нет, что моя жизнь может выражаться лишь в искусственной отсрочке моей смерти, я даю указание такие процедуры не проводить, и позволить мне умереть естественной смертью, вводя лишь те лекарства, что необходимы для уменьшения моих мучений. Если же я сам буду не в состоянии дать такие указания, то настоящее заявление должно быть выполнено моей семьей или врачами, как моя последняя воля и право отвергать медицинское и хирургическое лечение со всеми вытекающими из этого последствиями. Я полностью осознаю значение этого заявления и делаю его, будучи эмоционально и умственно полностью компетентным".
Подписывать можно смело, законы штатов требуют подтверждения или обновления своего «living wills» каждые 5 лет, а также разрешают "завещателям" в любое время аннулировать его. Так, после первого инсульта воспользовался своим правом на «living will» 37 - й президент США Ричард Никсон. То же самое понадобилось и бывшей первой леди США Жаклин Кеннеди.
Сознательно прекратил принимать лекарства после консультации с личным врачом и составления завещания президент Франции Франсуа Миттеран, страдавший последней стадией рака. Вся страна отмечала мужественность именитого больного, и его желание быть хозяином собственной судьбы.
Но, вот, закон об активной эвтаназии, который разрешил бы врачам вмешиваться в процесс и самим помогать уходить из жизни смертельно больным пациентам, в США действует только в двух штатах. Официально он называется "Закон о Смерти с Достоинством" и был одобрен гражданами штата Орегон на референдуме в 1997 году, а в 2008-м и в штате Вашингтон. Для этого, согласно закону, пациент должен дважды потребовать эвтаназию в устном и один раз в письменном виде. Он должен быть вменяемым и психически дееспособным. И, обратите внимание, смертельная доза медикаментов должна вводиться всё-таки не врачом, а самим пациентом.
Закон это позволяет, но всё равно интересно, как же в таком случае действует "Клятва" отца медицины Гиппократа, которую дают все врачи мира, где прямо указано - "...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла"?
Сложный вопрос. Ведь жизнь иногда подкидывает ещё те головоломки!
Вот в тех же США, после стихийного бедствия, вызванного ураганом Катрина, некоторые врачи из Нового Орлеана рассказали, что когда в городе отключилось электричество, а вместе с ним и медицинское оборудование, некоторые их пациенты немедленно оказался обречёнными лишь на полную страданий агонию. И врачи были вынуждены прибегнуть к запрещённой, практически почти во всех странах мира, активной эвтаназии. Вынуждены были нарушить закон и клятву. Из жалости и милосердия. Вот так.
Христианство, кстати, тоже считает, что эвтаназия является прямым нарушением закона, но только закона Божьего. У Бога, говорят христиане, есть план в отношении каждого человека, который выражается в понятии Божественного Провидения. Если человек – врач - вторгается в этот план, то, следовательно, он хочет присвоить себе роль Бога, тем самым, посягая на Его власть. Для христиан смерть такова, какой её посылает им Бог, в тот момент и таким образом, как это Ему угодно, поэтому церковные наставления позволяют неизлечимо больному лишь молить бога о приходе смерти-избавительницы.
А в учении Папы Пия XII, подтвержденном Декларацией Конгрегации Вероучения в 1980 году, сказано, что даже использование болеутоляющих средств возможно лишь при согласии умирающего. Он может отказаться от них, если желает придать своей боли полное значение "причастия страстям Христовым" и "соединения с Его спасительной жертвой" в знак полного предания себя воле Отца.
Но в той же Голландии, например, добровольную эвтаназию поддерживало 92 % населения, в том числе 96 % католиков. И даже 82-летний Папа Римский Иоанн Павел II в 2002 году, за три года до своей кончины, заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть "бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту".
А половина жителей Британии готова даже подумать о том, чтобы самим помочь смертельно больному родственнику или близкому человеку расстаться с жизнью, хотя эвтаназия во всех её формах там категорически запрещена. Так что, сами понимаете…
Ладно, пусть это будет не Британия. Но есть такая чудная страна, как Швейцария. Одна из самых известных тамошних сетей «клиник смерти» так и называется - «Dignitas» («Достоинство»), и существует она с 1998 года. За последние 12 лет «Dignitas» помог уйти из жизни более тысяче человек.
Для начала, каждый, кто хочет воспользоваться услугами Центра должен стать его членом, заплатив первоначальный взнос в размере 200 долларов. Потом нужно платить 80 долларов в качестве ежегодной платы за членство. А затем, если эвтаназия состоялась, - еще около 7 тысяч долларов.
"Большинство людей, которые обращаются к нам за помощью, не говорят: "Я хочу умереть". Они говорят: "Я не хочу так больше жить", - рассказывает Людвиг Минелли, основатель клиники.
Как же это происходит? В момент акта эвтаназии человек должен находиться в сознании. Согласие швейцарского врача делает эту процедуру легальной, он же предписывает и медикамент с летальным эффектом. Последнее действие обязательно должно быть совершено самим пациентом. Для эвтаназии у них используется натрий пенторавитол - безвкусный порошок с полным отсутствием какого-либо запаха. Выпив 15 граммов разведённого обычной питьевой водой яда, больной быстро и безболезненно умирает, находясь при этом в полном сознании.
Казалось бы, с «Dignitas» всё ясно. Но не так давно журналистам стало известно о происшедшем там самоубийстве 85-летнего британского дирижера Эдварда Даунса и его жены Джоан, которые прожили вместе 54 года.
Выяснилось, что в июле 2009-го, в сопровождении сына и дочери, они отправились в Швейцарию в ту самую клинику «Dignitas», после того, как у Джоан была диагностирована смертельная стадия рака. Отправились для того, чтобы умереть вместе и одновременно. И как решили, так и сделали. Процедуру парного самоубийства контролировал лично доктор Минелли.
"Смерть ведущего британского дирижера и его жены в швейцарской Клинике эвтаназии вызывает беспокойство, поскольку это может подвигнуть другие пары на то, чтобы умереть вместе, даже если один из супругов не болен смертельной болезнью", - писала по этому поводу газета «Times».
Лидеры церкви также выразили опасение, что по примеру дирижера и его супруги другие пожилые пары захотят заключить друг с другом пакт о самоубийстве, чтобы "умереть в один день и в один час".
"Это переводит смерть в категорию жизненного выбора, а также оказывает неимоверное давление на мужей и жен совершить эвтаназию, даже если они и не чувствуют себя так уж плохо".
Конечно, злоупотребление эвтаназией и сложности её применения не надуманная проблема. Поэтому эвтаназия в мире так трудно признаётся допустимой. Обратите внимание и на то, что её легализация становится возможной лишь после длительных парламентских и общественных дискуссий. Так что пусть она и дальше будет осуществляться только в странах, где ей могут дать рамки разумного закона. И где её могут в этих рамках удержать.
Но почему бы и в нашей стране, в Украине, не начать хотя бы открыто обсуждать эту трудную тему, и не завязать, для начала, наподобие европейцев, хоть какой-то общественный разговор? Может в разгар бесконечных и бесплодных политических баталий, пришло время поговорить и о действительно важном - спокойно и ответственно – вопрос-то серьёзный и, по сути, касается каждого из нас.
Может быть эвтаназия, как считает Григорий Чхартишвили, действительно, и есть тот долгожданный многими "...аварийный выход. Только прибегать к нему без нужды не стоит. Если за окном есть пожарная лестница, это еще не значит, что по ней всякий раз следует выбираться из квартиры на улицу. Выходить надо не через окно, корячась, пыхтя и пачкаясь в штукатурке, а цивилизованно, через дверь. Но если человек полез в окно, потому что в доме начался пожар и оставаться не имелось никакой возможности? Кто ж его осудит?".
Вот и я об этом. Так что теперь сами и решайте – чья у вас жизнь, кому она принадлежит? И чья тогда смерть? И чей тогда выбор?..
А что касается лично меня, то "завещание, подлежащее исполнению при жизни завещателя", это мне, пожалуй, подходит больше всего. Думаю, что и для огромного количества людей оно может стать долгожданным спасительным выходом из случающихся порой действительно невыносимых жизненных ситуаций, а главное - выходом честным и достойным. Но пока в нашей стране в свободном обороте таких бумаг нет, прошу данную статью считать моим официально поданным этим «living wills». Спасибо.