ГоловнаПолітика

Русский «пример»

Россия активно готовится к президентским выборам. И хотя до дня, когда россияне придут на избирательные участки, остается около года, предвыборная кампания Путина-Медведева уже стартовала.

Русский «пример»

С привычных для российской политической жизни действий – зачистки неугодных. Те, кто не поспешил выразить свою лояльность правящему режиму и лично Владимиру Путину, или умудрился ранее его прогневить, сегодня теряют все – и репутацию, и бизнес, и… свободу. Пример, как для сегодняшней Украины, весьма наглядный.

Второй Ходорковский?

Составляющие примера – и «список Магницкого», и «Бутырка-блог», и дело Ходорковского, и попытки добиться выдачи Израилем Невзлина… Список, к сожалению, продолжается. Теперь в данном контексте упоминается еще и фамилия президента промышленной группы «МАИР» Виктора Макушина (в 2005 году 97-е место в рейтинге журнала «Forbes»). Одного из немногих крупных предпринимателей, кто даже после ареста Ходорковского, не запел осанны властям. Приметно, господин Макушин не ограничивался критикой экономической политики российской власти и обвинениями в коррупции – такое в Кремле порой готовы терпеть – а, фактически, призывал к смене правящего режима. «Сегодня современная российская элита доказала свою неспособность управлять страной настолько, что это стало очевидно всему миру. Она будет сметена. Может быть, России повезет, и сегодняшней элите на смену придет лучшая, более достойные люди», – заявил он в интервью агентству «Росбалт» в 2005-м году.

Фото: www.raexpert.ru

Но, пожалуй, наибольший резонанс в России и на Западе имело его выступление на седьмом российском экономическом форуме в Лондоне. Виктор Макушин единственный из всех присутствовавших на форуме российских бизнесменов, выступил с критикой действующей власти России: «Я двенадцать лет в бизнесе. Жизнь научила смотреть на вещи реально, пoэтoму явам так скажу: наша коррумпированная, «импотентная» элита угробит страну. Поэтому я делаю это выступление больше для очистки совести, выполняю свой долг перед моим несчастным русским народом». Согласитесь, тональность выдает скорее политика, чем бизнесмена. И хотя в 2007 году Виктор Макушин неожиданно прекратил публичные активности, но там, «наверху», его активную «политическую» деятельность, видимо, не забыли.

Кризис государству не помеха

ПГ «МАИР», возглавляемая Виктором Макушиным, к началу кризиса 2008 года достигла пика своего развития. Многопрофильный холдинг, включавший в себя крупнейшую в мире сеть по сбору и переработке металлолома (в том числе, и в Украине), имел объемы производства около 100 млн. долларов в месяц. Главным проектом МАИРа в то время была программа реконструкции одного из предприятий группы – Красносулинского металлургического завода (ЗАО «СТАКС»). Для этой цели с января 2008 года была открыта кредитная линия в «Сбербанке» на сумму 2 млрд. рублей.

3 марта 2009 года после завершения реконструкции Красносулинский металлургический завод был запущен в эксплуатацию, и уже летом, используя всего 50% имеющихся мощностей вышел на уровень производства более 1000 тонн стальной заготовки в сутки. Программа реконструкции была реализована.

Фото: www.nprus.ru

В разгар кризиса весной 2009 года у «МАИРа» возникли финансовые трудности. Обратившись в «Сбербанк» с просьбой о реструктуризации долга, группа в ответ получила требование возврата всей суммы кредита. Следует отметить, что абсолютным монополистом в банковской сфере в период кризиса стали государственные банки. Поэтому нуждавшемуся в кредите бизнесу приходилось обращаться только туда.

МАИР «закрывает» кредиты перед коммерческими банками на сумму более 4 млрд. рублей и, не имея возможности получить новый кредит, пытается спасти ситуацию. Чтобы не останавливать предприятия, «МАИР» инициирует их банкротство, вводя процедуру наблюдения. Одновременно группа начинает переговоры о продаже своих активов, чтобы выплатить кредитный долг.

Однако у «Сбербанка» и стоящих за ним высокопоставленных чиновников, видимо, были другие планы. В СМИ развернута кампания против Макушина и группы «МАИР». Администрация Ставропольского края останавливает работу Георгиевского арматурного завода. Тогда Макушин проводит пресс-конференцию и призывает рабочих «отстаивать свое право на труд» с помощью пикетов и митингов. Видимо, это открытое выступление только ускорило давно вынесенный «приговор» бизнесмену.

Указание «сверху»

10 августа 2009 года губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский открыто жалуется премьер-министру Владимиру Путину на бизнесмена Виктора Макушина. Обвиняя его в создании «второго Пикалево», губернатор выдвигает не уголовные обвинения, но – политические.

Вечером этого же дня было открыто уголовное дело против Виктора Макушина «по факту хищения последним совместно с неустановленной группой лиц из числа руководителей, акционеров и сотрудников Промышленной группы «МАИР» мошенническим путем более двух миллиардов рублей из Сбербанка России по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ».

Ситуацию с кредитами и банкротством предприятий группы обсуждают в прессе – организована целая кампания. Теперь владелец ПГ «МАИР» – мошенник – якобы взявший кредиты с целью их присвоить. Попытки группы продать активы были заблокированы – потенциальные покупатели побоялись иметь дело со сложившейся вокруг «МАИРа» обстановкой. В свою очередь уголовное дело развязало «Сбербанку» руки. Группа «МАИР» подвергается серьезному прессингу со стороны следственных органов. Были открыты уголовные дела на менеджеров группы по разным статьям – от нарушения условий лицензирования до задержки выплаты налогов. Виктор Макушин объявлен в международный розыск.

И под занавес, «Сбербанк» получает контроль над основной частью активов группы «МАИР» – 77% акций ОАО «Русвтормет-Центр», который и является собственником Красносулинского металлургического и Георгиевского арматурного заводов. Сделка была заключена в начале мая 2010 года – необходимые документы были подписаны представителем «Сбербанка» и Макушиным в тюрьме Кипра. Говорят, в обмен на сговорчивость Макушину было обещано прекращение уголовного преследования.

Фото: delo.ua

В результате «Сбербанк» получил активы стоимостью примерно в 5 раз превосходящие кредитный долг.

***

Другие кредиторы группы «МАИР» остались ни с чем. Вместо ожидаемого мирового соглашения «Сбербанк», выводя ценные активы, в ближайшем будущем ликвидирует компании-должники. А Красносулинский металлургический завод, вопреки заявлениям властей, не запущен до сих пор. Без работы остались более 1 500 человек.

Лишившись основной части бизнеса, Виктор Макушин в данный момент находится на Кипре. Российские власти добиваются его экстрадиции.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram