На сей раз – со второй крупной профессиональной организацией бизнесменов. Она называется Японская организация внешней торговли «Джетро». Уровень представительства с принимающей стороны – Головного исполнительный директор Японского банка международного сотрудничества («JBIC») Хироси Ватанабе, министр экономики, торговли и промышленности Японии Акихиро Охата, исполнительный вице-президент «Джетро» Токуюки Судо. В зале – около 100 японских бизнесменов, среди которых представители «Seiko», «Toyota», «Nec», «Hitachi», крупнейшего оператора мобильной связи NTT Citibank Japan. Средний возраст собравшихся – 50-60 лет.
Выступил Виктор Янукович. Речь презентационного характера. Ключевые тезисы: инвестор знает, когда следует приступать к поискам международных контактов; инвестор должен понимать, что нынешняя Украина политически стабильна; в зале – украинские бизнесмены, с которыми можно иметь дело. Янукович остановился на инфраструктурных экономических проектах, приватизации земли. Интересны были некоторые из подписанных документов: соглашение о сотрудничестве в сфере озеленения между Государственным агентством Украины по экологическим инвестициям и Японской организацией новых видов энергии и промышленных технологий («NEDO»). Итак, японцы идут дальше в реализации соглашения, по которому купили у Киева квоты по киотскому прортоколу; скандал можно считать не состоявшимся.
После этого официальная делегация и журналисты посетили Императорский дворец. Огромная площадь в центре Токио, фактически – парк, здания в японском стиле, погода на пагоде, базальт, фигурные сосны (назвать их «банзаями» трудновато, у нас под этим понимают небольшие растения). Контроль жесткий, но не чрезмерный, как в зданиях Европейского Союза; впрочем, уверен, что у японцев есть техника, позволяющая работать дистанционно и без человеческого фактора. Во дворце, государственном зале «Сейден» состоялась встреча президента Януковича и императора Акихито в формате «тет-а-тет». 125-й император Японии Акихито – на престоле с 7 января 1989 года. Ему 78 лет. После поражения Японии во Второй мировой войне глава государства лишен власти, но он символ японской нации, моральный авторитет, человек, на которого равняется каждый японец.

«Сейден» площадью в 23 тысячи квадратных метров построен в 1964 году на месте старого Императорского дворца, уничтоженного американской бомбардировкой в мае 1945-го. Показали нам и три синтоистских храма, которые составляют с дворцом единое архитектурное целое. Касикодоро, где сохраняется реликвия богини солнца Аматерасу, родоначальницы династии, Корейден и Синден. Базальтовые стены в метров сорок высоты, пруды и лебеди.
Несколько слов о передвижении внутри Токио и других наблюдениях. Несмотря на физическое отсутствие на магистралях пешеходных дорожек, пробок не наблюдали. Представьте себе маршруты киевских электричек, над которыми надстроены два, три, четыре яруса. Вот так и выглядят дороги Токио.
На улицах стоят термоблоки – холодильники наоборот, горячий кофе, супы, продают в маленьких баночках. Суши напоминают украинские лишь отчасти; видимо, совсем разный сорт риса. Мы посетили «сусичную». Процедура для меня, «круглоглазого гайдзина», (иностранца, это невежливое выражение, в моем контексте - самоирония), непостижима. Нам помогали люди из Киева, которые давно здесь живут. Выдают талон, потом объявляют номер стола, естественно, по-японски. Дальше проще: на транспортере едут тарелочки, все разного цвета, по количеству тарелочек и расчет. Цены выше, чем в Киеве, но не чрезмерно.
Мы переезжаем в Киото. Передвигаемся скоростным поездом «Синкансен», «новая магистраль». Скорость около 500 км. в час, самолетные кресла, окна как иллюминаторы в самолете. Можно немного сравнить с тем, что как бы на метро добираешься от Крещатика до Одессы или Тернополя, только скорости другие. За окном – реальная Япония. На домах смонтированы солнечные батареи и нагревательные водяные накопители. Эстакады, горы, иногда (редко) - поля. В общем, промышленный пейзаж. Много строится, в основном мосты, раскапываются новые каналы, видимо, для оросительной системы. Ближе к Киото - горы в туманах, больше снега. Горы террасированы. Льда в водоемах я не видел.
В самом Киото, кроме других встреч – выступление Виктора Януковича перед преподавательской и студенческой аудиторией Киотского университета. Университета, давшего миру шесть лауреатов Нобелевской премии. Ну, чуть больше, чем Харьков, подаривший миру четырех нобелевских лауреатов. Правда, на харьковскую науку деньги тогда давали, и немалые советские, а на науку в Киото дают сейчас, и не копейки. Янукович фактически рекламировал Украину. Говорил об Игоре Сикорском и Сергее Королеве, о «Южмаше» и о транспортном гиганте-самолете «Мрия». Делал то, что в японской прессе вчера и сегодня называют визитом дружественного характера.

Я разговаривал в университете с г-ном Киширо Амае, бывшим послом Японии в Украине. Он сказал мне, что присутствовал на переговорах с мэром Киото и руководителями региона. Г-н Амае считает, что важным фактором для японской стороны стало следующее. Первое: Янукович посетил только Японию и покидает Японию, уезжая прямо в Украину – это является сигналом того, что Украина, не объединяя визит сюда с другими странами региона, выделяет Японию. Второе: политическая стабильность в Украине является ключевым для прихода инвестиций. Г-на Амае невозможно заподозрить в том, что он транслирует некие мэссиджи. На мой прямой вопрос, будет ли японский бизнес инвестировать в Украину, ответил следующим образом: все зависит от партнерства государственных структур Украины и Японии. Если частный бизнес увидит такое партнерство, он придет.
Посетили синтоистский храм. На нас, круглоглазых, косо посматривали, ничего, перетерпели. Вот бассейн для омывания рук и рта перед молитвой, вода проточная. Вот сам храм, люди громко хлопают в ладоши, призывая духов.
Мы опять переезжаем. Нынче – в Осаку. Опять японские автострады. Увиденное впечатляет.
Меня трудно удивить чем-то, после Германии. Но Японии более, чем удалось. Умеющий не только видеть, но и наблюдать, осознает: все продумано лучше, чем по-немецки. Качество - высочайшее. Плюс – чистота. Брусчатка выложена из трех типов материала, заборы закреплены тройными швами, проемы в дверях соответствуют стандартам больничных коек, четыре силовых кабеля на каждом этаже, люки коммуникаций на дорогах не хлопают, уложены идеально.
Конечно, Украина такой не будет никогда. Я могу представить себе, с каким изумлением внешний мир - тот, который хоть немного интересуется Украиной - наблюдает глупые наши внутриполитические разборки, вороватость, выше всякого здравого смысла, погрязание в мелочах в то время, как сам этот мир давно отделил зерна от половы, главное от второстепенного и занят усовершенствованием себя. Украина не будет никогда такой, как Япония. Это надо понять и признать, не делая из этого трагедии, просто объективный факт.
Но мы можем хотя бы попытаться сделать свою страну лучше. В который раз попытаться. В который раз…