В четверг, 21 октября на сайте министерства неожиданно появилось разъяснение относительно перечня платных услуг университетов. В нем сообщается, что высшие учебные заведения предоставляют платные услуги на протяжении 13 лет на основании постановления Кабмина от 1997-го года. Новое постановление, принятое в этом августе, по сути, ничего не меняет в той части, которая касается обучения студентов.
Текст разъяснения совершенно справедлив, но почему министерство так долго ждало, прежде чем сообщить эту информацию миру? Два месяца журналисты, студенты и общественные организации возмущались внедрением платных услуг в университетах, а министерство терпело все обвинения (в том числе и совершенно несправедливые) и молчало. Да что там министерство, даже Виктор Янукович и Николай Азаров озаботились судьбой студентов, и при этом никто не вспомнил, что практически идентичное постановление действует уже 13 лет.
Конечно, в министерстве наверняка есть люди, которые помнили о старом постановлении. Но, видимо, не на руководящих, приближенных к министру должностях. Дмитрий Табачник в 1997-ом году был очень далек от образования - он только что ушел со скандалом в отставку с поста главы Администрации президента и приходил в себя на должности советника Кучмы. Обычное для нашего государства дело - министры не всегда компетентны в том, за что они отвечают, так как назначены из политических соображений, а свой пост покинут еще до того, как успеют разобраться во вверенном хозяйстве.
Впрочем, даже длительное пребывание на высоком посту не всегда обеспечивает украинскому чиновнику хотя бы минимальное владение темой. К примеру, Татьяна Бахтеева, которая уже два созыва Верховной Рады возглавляет комитет по вопросам здравоохранения, а кроме того имеет медицинского образование, не так давно перед камерами удивленно спрашивала врачей Охматдета, действительно ли у ВИЧ-позитивной матери может родиться здоровый ребенок.
Но вернемся к Табачнику и образованию. Ладно, чиновники не вспомнили вовремя о постановлении 97-го года. Это мелочи. По сравнению с тем, что внешнее тестирование, двенадцатилетнюю школу и 12-балльную систему оценивания Табачник сотоварищи критикуют, как порождение оранжевой власти. Совершенно забыв о том, что все это - кучмистские реформы.
Или вот реформа правил поступления в вузы - это уже пример не плохой памяти, а абсолютной некомпетенции. Министерство предоставило абитуриентам возможность подавать сертификаты ВНО разных годов. Казалось бы, какая разница - ведь и в 2008-ом максимум за тестирование был 200 баллов, и в 2010. Можно сравнивать. Но на самом деле сравнивать нельзя, так как балл участника ВНО - рейтинговый, он определяется по отношению к результатам других участников тестирования.
Автор этих строк далек от того, чтобы считать себя экспертом в образовании. Но если чиновники знают об образовании еще меньше, то как же в таком случае назвать их уровень владения темой?