ГоловнаСуспільствоЖиття

Путями Кирилла

Bизит Патриарха Кирилла, совпавший с сезоном отпусков и отсутствием горячих тем, вызвал такой журналистский ажиотаж, что и я, по старой памяти, решил написать пару строк. Но, да простит меня Патриарх, не о нём самом или о целях и результатах его поездки. Я лишь воспользуюсь поводом, чтобы поговорить о том, во что всё больше и больше превращается наша жизнь.

Путями Кирилла

Буквально на днях, проходя в Киеве по привокзальной площади, я обратил внимание на экскурсионные автобусы и репродуктор, через который зазывали гостей столицы на тур по Киеву. Любопытный маршрут: София Киевская, Киево-Печерская Лавра, усыпальница Юрия Долгорукого, пара-тройка монастырей, какие-то церкви. Но ведь это же маршрут не экскурсии, а паломничества, подумалось мне! А что, в городе больше нечего показать? А ведь нечего!..

Светской архитектуры нет. Посетить дом Городецкого (тот, который с «химерами») или Мариинский дворец, мягко говоря, проблематично. Другие дворцы – Кловский, например – отданы под суды (благо, не тюрьмы!), банки и тому подобные полезные публичные заведения. Киевские парки (те, которые ещё пока живы) давно потеряли своё, исключительно киевское лицо. Набережная превращена в бесконечный ресторан на воде.

Получается, что для экскурсионных маршрутов остаётся то, что принято называть «культовыми сооружениями». Как же, – скажет знаток Киева – в городе, несмотря на титанические усилия властей, всё ещё сохраняются замечательные памятники архитектуры, а кое-где даже и кварталы старинной застройки! Да, кое-где под современным металлом, пластиком и стеклом проглядывает что-то знакомое по старому Киеву. Но выглядит уже так, что показывать стыдно. Что может рассказывать экскурсовод о замечательных киевских архитекторах 19 века, если их творения давно перепланированы, надстроены, закрашены и залеплены нашими современными «мастерами»? Я уже молчу о собственниках, которые рассмотреть-то дом с разных сторон или зайти во двор просто не дадут.

Возникает вопрос – почему вдруг возникла такая разница между архитектурой светской и церковной? А всё достаточно просто – причина в той самой публичности использования памятника, которой у нас нет.

Эту пресловутую «публичность» достаточно просто понять даже неспециалисту. Итак, общество (т.е. мы с вами) считает, что какие-то объекты представляют для всех для нас исключительную художественную или культурную ценность. Причём не только для нас с вами, но и для наших потомков, которые будут жить тут спустя столетия. И вот мы (т.е. общество) уполномочиваем государство (т.е. требуем у него) объявить их памятниками – ввести некие правила и ограничения, которые гарантировали бы их сохранность. Государство всё это вводит, следит за его выполнением, но и следит за тем, чтобы у всех членов общества был РАВНЫЙ, пусть и ограниченный, ДОСТУП к этим памятникам. В противном случае теряется сам смысл объявления его памятником. Зачем, спрашивается, обществу нужен памятник, доступ к которому закрыт? Кстати, во Франции, где большинство замков в частной собственности, владельцы ОБЯЗАНЫ регулярно пускать туда (внутрь, а не на территорию!) экскурсии. И никто не жалуется! А у нас этот принцип не прописан ни в одном из законов, и даже в Конституции равенство в доступе к культурному наследию не обозначено никак.

Именно поэтому лицом нашей столицы становятся исключительно храмы. Природа христианской церкви такова, что закрытой она не может быть по умолчанию. Туда может войти практически любой, кто выполняет несложные правила поведения в храме. И это хорошо, но это же не должно быть лицом столицы!

Попробуем вспомнить, сколько за годы независимости в столице усилиями властей возникло новых музеев? Музей Ивана Гончара – и тот, благодаря титаническим усилиям его директора. Плюс музей воды (не был, наверное, интересно). Небольшой, но очень интересный, музей Михайловского монастыря, который включили в проект строительства с большим скрипом. Музей Грушевского, о котором даже киевляне знают мало. И музей шестидесятников, но он рассчитан на достаточно узкую аудиторию. Вот и всё! О судьбе музея Киева я стыдливо умолчу. А вот в Москве за тот же период – несколько десятков музеев открыли и даже, представьте, музей мебели!

Что же выходит – церковь стала у нас символом и оплотом культуры и духовности? Что-то не очень верится! За последние десятилетия я насмотрелся сначала на дикую радость по поводу возвращения храмов (о возвращении собственности прихожанам никто при этом не заикнулся), потом на борьбу за приходы, теперь – на борьбу за музейные ценности. Собственность и ещё раз собственность, о спасении душ как-то забыли. И, самое печальное, что государство готово, похоже, «отдать» всё.

То, что это «отдать всё» должно быть реализовано в кратчайшие сроки, подтверждает недавняя смена руководства Национального заповедника Киево-Печерская Лавра и переподчинение его Минкульту. Теперь его возглавляет некто М.Э. Громова – выходец из чиновников Верховной Рады, практически никакого отношения к музейному делу или охране памятников не имеющая, но оказавшаяся в 2006 году вторым человеком в системе охраны памятников страны. А её замом стал её же бывший шеф, легендарный «главный охранник» памятников Н.М. Кучерук. Я бы, откровенно говоря, ему и горелой спички не доверил, хотя бы потому, что именно им в 2009 году были подготовлены изменения в кабминовский список национальных памятников, по которым и Киево-Печерская Лавра, и София Киевская были лишены национального статуса!

Самое печальное, что бывший директор Лавры, С.П. Кролевец, при всех своих недостатках, жёстко отстаивал принцип невозможности «возвращения» никаких церковных ценностей из музейного фонда. Он постоянно объяснял, убеждал, доказывал, что всё это было передано в музеи до революции, что эти предметы никакого отношения к большевистским конфискациям не имели. Вот, похоже, и договорился…

Как сообщал УНИАН со ссылкой на настоятеля Киево-Печерской Лавры Владыку Павла, помещения на территории Лавры, принадлежащие заповеднику, находятся сейчас в катастрофическом состоянии, и это является следствием бесхозяйственности его директора Сергея Кролевца. Откуда настоятелю знать о состоянии помещений заповедника, мне неясно. Также как неясно, на каком основании монастырь проводит повсеместную застройку территории, включённой в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Никакая застройка на таких объектах невозможна в принципе!

Зная, что некоторые мои мысли вызывают яростные и не всегда приличные комментарии на форумах, приведу выдержку из протокола заседания Киевского предварительного Комитета ХI Археологического съезда: «войти с ходатайством к митрополиту киевскому о перенесении в киевский церковный музей портретов настоятелей Киево-Печерской Лавры, ныне СВАЛЕННЫХ (выделение моё – М.Л. ) под колокольней» (Археологические известия и записки Московского археологического общества, 1898, №5-6, с. 190).

Но вернёмся к облику столицы. Сердцем Киева, его символом издревле была Десятинная церковь – первое каменное здание Киевской Руси.

Об этой удивительной постройке и её непростой истории написано так много, что повторяться нет смысла. Замечу только, что для Киева Десятинка является тем же, чем для Рима Форум – местом, откуда начинается ГОРОД.

Вот он Forum Romanum, такой, каким он дошёл до наших дней.

Forum Romanum, вид с Палатина. Фото О.Шарова

Место древних народных собраний, место, где была Курия римского Сената, центр общественной и религиозной жизни Города, на многие столетия определившего облик Европы. И, обратите внимание, никто ничего там не строит, не «воссоздаёт»! Это никому даже в голову не приходит. С этих, маловыразительных на первый взгляд, камней пылинки сдувают, ими гордятся и их тщательно оберегают.

А у нас своя песня – проектирование новой Десятинной церкви идёт полным ходом. Точнее – проектирование ещё одной имитации, ещё одной подделки «под историю».

Когда уже почти шесть лет назад в чью-то не очень светлую голову в очередной раз пришла идея «воссоздать» Десятинку, категорически против этого были практически все специалисты. Публично выступали археологи, историки, специалисты в охране памятников, общественные деятели. А поддержали этот план, во-первых, церковники и, во-вторых, те, кого принято называть «архитектурно-реставрационной мафией».

С первыми всё понятно, их основной аргумент – это «намоленное» место. Поясняю для неспециалистов – «намоленное место» это не-намоленное место, куда в один прекрасный день приходят люди и его «намоливают». То есть им может стать место любое, было бы желание туда регулярно приходить. А, что касается вторых, то и тут вопросов нет – у нас настоящих реставраторов уже почти не осталось, а та публика, которая их заменила, не реставрирует (что требует высокой квалификации и значительных усилий), а строит «под старину». Это дело нехитрое, тем более, что платит государство не как за строительство, а именно как за реставрацию, т.е. в 8-10 раз дороже.

И вот, вопреки всякой логике, заставили археологов копать. Причём год спустя благополучно забыли о госпрограмме, деньги выделять перестали. Но специфика раскопок такого объекта, как Десятинная церковь, в том, что останавливать работы уже было нельзя. И четыре года кряду раскопки велись за счёт помощи российских коллег, каких-то бескорыстных меценатов, но, в основном, на голом энтузиазме. На все отчаянные вопросы о судьбе фундамента, о реставрационном проекте, о музеефикации постройки государство хранило глубокомысленное молчание.

А в один прекрасный день (даже неловко писать, но именно тогда) случился ещё один неприятный конфуз. Дело в том, что по проекту для археологов над Десятинкой должны были сделать специальный павильон с подключением электричества, воды, вентиляцией, ленточными транспортёрами для грунта и другими нужными приспособлениями. Чтобы работать можно было в любое время года и при любой погоде. Но сделали просто пластиковый колпак, под которым даже вначале лета дышать, не то, что работать, было уже невозможно. Разумеется, безо всяких коммуникаций и приспособлений, хотя деньги на них благополучно освоили. Так вот в тот самый день - инаугурации Януковича, вся эта многотонная конструкция (плюс тонны снега на ней) рухнула прямо в раскоп на расчищенные фундаменты Десятинной церкви!

Павильон 25 февраля 2010 года. Фото Г.Ивакина

Страшно даже не это. Страшно то, что в том же Риме, при подобной катастрофе, мобилизовали бы всех реставраторов в стране и пригласили бы ещё из-за рубежа. А у нас НИКТО ДО СИХ ПОР НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ! Десятинка который месяц погребена под руинами павильона и всем наплевать, что с ней будет. А это значит, что никому во власти нет никакого дела ни до своей истории, ни до своей страны!

Павильон над фундаментом Десятинной церкви, 26 июля 2010 года

А проектирование строительства идёт своим ходом. Уже никто даже не прикрывается стыдливыми фразами о «воссоздании первоначального облика» или «реконструкции». Никто из проектантов даже не поинтересовался результатами раскопок, а ведь теперь установлено, что все варианты реконструкции (их было немало) делались на неполных и неточных обмерах, что фундаменты были определены неточно.

Сегодня археологи робко пытаются говорить, что надо бы фундаменты музеефицировать. Что строительство на музеефицированных памятниках – достаточно распространённая в мире практика. Позволю себе возразить – в мире, но не у нас. Михайловский Златоверхий лепили (пардон, всё же лепили, макетировали, имитировали, но никак не «воссоздавали»!) на фундаментах времён Киевской Руси. Которые, между прочим, являлись памятником национальной категории, т.е. были максимально защищены законом. Клялись и божились их сохранить. Оставили малюсенький кусочек сбоку под стеклянным колпаком. А где же всё остальное, это же было огромное сооружение и древние кладки прекрасно сохранились? А всё остальное было пробито огромным количеством бетонных свай, на которых наши «реставраторы» радостно и освоили немалые средства. И что, кого-то уволили или посадили? Нет, напротив, раздали награды! А как же принцип публичности памятников? А наплевать… Пользуясь оказией, передаю пламенный привет Минкульту – а чего бы не включить этот замечательный зелёный строительный забор вокруг первого на Руси каменного храма в список культурной программы для гостей Евро-2012?

Вот такая приятная перспектива. В обозримом будущем киевские экскурсионные маршруты пополнятся ещё одной культовой «достопримечательностью», где нас радостно встретят улыбающиеся жрецы, искренне верящие, что они и есть хранители духовности и исторической памяти. Quo vadis? Куда надо, туда и vadis!

Максим Левада, археолог
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram