ГоловнаСвіт

Ледниковый период

Пресс-служба президента Башкирии Муртазы Рахимова сообщила, что на встрече руководителя этой республики с главой администрации президента России Сергеем Нарышкиным начат процесс консультаций по возможным кандидатурам следующего президента Башкортостана.

Ледниковый период
Фото: www.ej.ru

Протокольное сообщение воспринято как сенсация не только в Уфе, но и в Москве: ведь никакого другого президента, кроме как Муртазы Рахимова, в Башкирии никогда не было. 76-летний Рахимов возглавляет республику уже 20 лет – вначале в качестве председателя Верховного Совета, а затем и президента Башкирии. И все эти годы его кресло было одним из самых привлекательных призов в системе российской власти.

Рахимов – не просто руководитель региона, он глава республики с мощной нефтепереработкой. И это не просто республика с мощной нефтепереработкой, это еще и субъект федерации с серьезными суверенизационными настроениями. Башкирию, конечно же, трудно сравнивать с соседним Татарстаном, ставшим настоящим государством в государстве. И, тем не менее, с политической точки зрения Муртаза Рахимов всегда был важным союзником первого президента этой республики Минтимера Шаймиева, а с экономической нередко выглядел посильнее своего старшего партнера.

Фото: www.kommersant.ru

Но вот только гибкостью Шаймиева он никогда не отличался. Пересевший в кресло председателя парламента прямо с места директора завода, Рахимова всегда отличался крутым нравом и стремлением к монополизации власти. В Башкирии, можно сказать, тоже было выстроено собственное государство – только более уязвимое для внешней критики, чем Татарстан. И, тем не менее, несмотря на всю эту внешнюю критику Рахимову удавалось сохранять свои позиции буквально до последних дней. Только сейчас его сын Урал, которого нередко называли среди преемников отца, лишился полномочий депутата Верховного Совета Башкирии. Один из российских телеведущих сравнил Урала Рахимова с Максимом Бакиевым – такое влияние на башкирский бизнес имеет сын президента.

Только сейчас стало ясно, что Рахимов не будет переназначаться в президенты – ранее все попытки заменить его более выгодным Кремлю кандидатом неизменно завершались провалом. Рахимов еще в 1998 году был избран президентом на второй срок на практически безальтернативных выборах – его главных соперников, а ими тогда были депутат Государственной Думы РФ Александр Аринин, но он, как и бывший премьер-министр Башкирии Марат Миргазямов и бизнесмен Рафис Кадыров, просто не зарегистрировали, в российский политический словарь вошел термин «башкирская избирательная технология». В марте 1999 года Верховный суд РФ подтвердил незаконность отмены регистрации кандидатов, но - ! - не признал результаты выборов недействительными.

Вскоре Рахимов стал одним из лидеров движения «Вся Россия» - в коалиции с лужковским «Отечеством» региональные лидеры решились на перехват власти и сделали ставку на Евгения Примакова как на нового президента России. Конечно, в этом движении Рахимов был не одинок, но только в Башкирии было приостановлено вещание федеральных телеканалов, жестко критиковавших Лужкова и Примакова в пользу ельцинского избранника Владимира Путина. Даже после избрания Путина Рахимов выступал категорически против предложенного Путиным порядка формирования Совета Федерации и заявил, что «отрежет телефоны» представителям российских ведомств в Башкирии, если они будут назначены без согласования с ним. Тем не менее, в 2003 году Рахимов вновь был избран президентом.

Фото: EPA/UPG

Ставленником Кремля на этих выборах оказался бизнесмен Сергей Веремеенко, вышедший вместе с действующим главой республики во второй тур. Накануне второго тура Рахимов встретился с Путиным, а Веремеенко после этой встречи покинул республику и свернул работу своего избирательного штаба. В феврале 2006 года Рахимов добился от лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского – через суд – опровержения высказываний последнего о «номенклатурно-феодальном режиме» в Башкирии, вскоре был арестован учредитель и редактор оппозиционной газеты "Провинциальные вести" Виктор Шмаков. Но именно в 2006 году Рахимов обратился к Путину с просьбой о подтверждении полномочий – тогда руководителей республик стали фактически назначать – и…получил положительный ответ. Летом 2008 года Рахимов снял с должности главу собственной администрации Радия Хабирова, считавшегося возможным преемником главы Башкортостана. Против Хабирова в Уфе возбудили уголовное дело и его забрали на работу в Москву…

В январе 2010 года ушел в отставку президент Татарстана Шаймиев, выбравший своим преемником Рустама Миннинханова – в Казани второго президента нередко называют названным сыном первого. Возможность отставки Рахимова резко увеличилась, теперь только возникает вопрос, чем завершатся его консультации с Кремлем – назначением «своего» Миннинханова или же появлением прокремлевского президента. Но, судя по самому факту консультаций, в Москве отдают себе отчет, что без благословения Рахимова править новому президенту будет непросто.

Рассказывая столь яркую политическую биографию, я просто хочу в очередной раз продемонстрировать: российская политика – это отнюдь не только счеты между Медведевым и Путиным, пространства в России другие. Кстати, в день, когда стала очевидной скорая отставка Рахимова, появилась новость и об уходе с должности президента другой российской республики – Чувашии. Николай Федоров, бывший министр юстиции России в гайдаровском правительстве, никогда не шел на столь резкую конфронтацию с центром, как Рахимов или Шаймиев, поэтому за пределами республики менее известен. Тем не менее, президентом Федоров проработал 16 лет. Не нужно объяснять, что Чувашия – это он. И только сейчас у Москвы появляется возможность направить в Чебоксары президента, который будет чиновником, а не фактическим главой государства. Удастся ли направить такого человека в Уфу – вопрос открытый. В Казани, во всяком случае, не получилось…

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram