ГоловнаПолітика

Неоспоримое безрассудство

Виктор Янукович может спать спокойно. Больше ни один судья Голопупенского райсуда не заблокирует его указы. Больше ни один судья не «попрет» против воли ВСЮ – уволен будет в два счета. Новый «призыв» президентских юристов надежно защитил его – как они сами говорят – от «судебного беспредела»

Неоспоримое безрассудство
Фото: ukranews.com

Принятие закона №6109 – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование» прошло в информационном пространстве практически незамеченным. Учитывая то, как его принимали, – неудивительно. Учитывая то, какие он влечет последствия, – более чем удивительно.

Итак, по порядку.

На утреннем заседании фракции 13-го мая «бютовцы» решили стоять «на смерть» – лишь бы не допустить волеизъявления по законопроекту. Конкретно – блокировать трибуну и срывать заседание. Голосованию, однако, предшествовал согласительный совет, по факту которого никто никаких трибун уже не блокировал, а закон собрал 260 «за».

Из них: 170 «регионалов», 27 «бютовцев», 14 «нунсовцев», 19 литвиновцев, все поголовье коммунистов, плюс – трое внефракционных.

Что любопытно: в НУ-НС, кроме прочих, «за» высказались «самбисты» (Доний, Жвания, Гримчак, Лукьянова и т.д.) да любимый Юлией Владимировной Стретович. В БЮТ правки поддержали не только «перебежчики», но и те, в чьи планы расставание с ЮВТ не входит и кто об «особой» позиции не заявлял, пример – неразлучная пара Губский–Осыка.

У Литвина «добро дали» все, за исключением самого Литвина. В том числе – друг скандального судьи Бачуна Игорь Шаров. Через которого накануне сам Бачун пытался «спасти свою душу», точнее – избегнуть неминуемого увольнения. А именно – заявившись на собрание к литвиновцам, уговаривал их не поддерживать документ. О визите быстро узнали на Банковой и передали оттуда Литвину соответствующий «телефонный привет». После этого в успехе законопроекта сомнений не оставалось.

Фото: Макс Левин

Контраргументы Василия Онопенко относительно того, почему нельзя голосовать «за», должного впечатления на обладателей мандатов не произвели. На Януковича, кстати, тоже. Виктору Федоровичу Василий Васильевич эти свои контраргументы излагал накануне, при личной встрече. На которую Василий Васильевич прихватил – для пущей убедительности – главу Совета судей (не чуждого ему органа) Петра Пилипчука.

Кстати, просьбу Онопенко к парламентариям – уволить главу Хозсуда Демченко (уж которого по счету), нардепы тоже проигнорировали. Притом, что Демченко полагалось уволить еще два с половиной года назад – по достижению им 65-летнего рубежа. Тем более что сам он даже подал соответствующее заявление. Заявление, которое депутаты не удовлетворили и 13 мая.

Так, минувший четверг стал для Василия Васильевича черным. Из Рады он удалился с горьким осознанием того, что его – раз пошла такая, как говорят, свадьба – тоже могут снять в любую минуту. Снять решением судейского пленума. Благо основания имеются. В свое время вступление его на пост главы ВСУ, с процедурной точки зрения, было, скажем прямо, достаточно спорным.

Все это происходило в считанные часы. После обеда документ подписал глава государства. К вечеру его доставили в редакции «Голоса Украины» и «Правительственного курьера».

На Банковой, тем временем, откупоривали шампанское. Этапы утверждения закона №6109 Янукович отслеживал лично. Небольшой по объему, закон обещает значительно упростить президентскую участь Виктора Федоровича.

Фото: Макс Левин

Суть правок следующая:

а) отныне вопросами обжалования законности (кроме конституционности) актов, «деятельности или бездеятельности» ВР, президента и ВСЮ ведает Высший административный суд. Также в его ведении ЦИК и, как известно, результаты выборов. Кабмин, заметьте, в этот перечень не входит.

Примечательно: для рассмотрения соответствующих спорных вопросов ВАСУ еще должен создать специальную палату;

б) обеспечение иска путем приостановления действия актов ВР, ВСЮ, президента Украины не допускается;

в) ВСЮ наконец-то получил реальную – без каких-либо ограничений – возможность увольнять «за нарушение присяги» любого судью, даже в случае его неявки на заседание. Причем не двумя третями голосов – большинством (от конституционного состава), субъект представления – соответствующая квалифкомиссия или член ВСЮ. И обжаловать это решение в соседнем суде у опального деятеля не получится – только в ВАСУ, решение которого – окончательное. Что считать нарушением присяги, что нет – вопрос философский, поскольку формулы вроде «нарушение морально-этических норм поведения в суде», «совершение действий, порочащих звание судьи» трактовать можно как угодно;

г) «Право оспаривать нормативно-правовой акт имеют лица, по отношению к которым он применен, также – лица, являющиеся субъектом правоотношений, в которых будет применен этот акт», – особых пояснений не требует. Рядовой гражданин пожаловаться на несправедливый, по его мнению, указ президента – как это было, допустим, с обжалованием жителем Донецка указа о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере, сможет в случае, если докажет: акт ущемляет его гражданские права и свободы. Что, разумеется, не так-то просто. В любом случае, обжаловать, как отмечалось, можно исключительно в ВАСУ.

Позитивы для Януковича очевидны. Теоретически ожидать «подвоха» он может только со стороны ВАСУ. Практически угрозы подвоха нет. Во-первых, потому что в ВАСУ у ПР «все схвачено, за все заплачено». Во-вторых, потому что полноценного главы ведомство как не имело, так и не имеет. Срок полномочий прежнего руководителя – Александра Пасенюка, истек еще в прошлом году. Четкая процедура назначения нового ни в одном законе не прописана, а закона о назначении судей на админдолжности и увольнении их с оных как не было, так и нет. За неимением нового, ведомством продолжает рулить «старый», пользующийся поддержкой и защитой Лавриновича–Кивалова–Портнова. Его первый зам – Николай Сирош, которого поддерживает глава Верховного суда Василий Онопенко, попытался было – еще до окончания избирательной кампании – заместить Пасенюка, да безуспешно. Парочка долго и бурно – на камеры – выясняла отношения, отбирала друг у друга печать ВАСУ. В итоге печатью завладел Пасенюк, владеет ею до сих пор и владеть будет, судя по примеру «бессрочного пребывания в должности» г-на Демченко, еще долго. Самому Пасенюку выгодно – остается на посту свыше положенного. Власти – выгодно: имеет «ручного» главу суда, от которого зависит ее, власти, участь. Только этот самый глава суда прекратит быть «ручным» – его поменяют. Ловкость рук и, главное, – все по закону.

Фото: Униан

Ожидать подвоха со стороны ВСЮ Януковичу тоже не приходится. Орган, ведающий назначением и увольнением судей, целиком и полностью ему подконтролен. Точнее – Сергею Кивалову. В настоящее время ВСЮ возглавляет кум Кивалова Владимир Колесниченко.

С принятием закона №6109 ВСЮ, как указывалось, получил возможность увольнять судей даже в случае их отсутствия на заседании. Ранее именно неявка, мотивированная, допустим, больничным, предохраняла от всех бед и невзгод. Теперь на первое заседание еще приглашают, на втором – просто увольняют. Так, на первом же после одобрения закона заседании ВСЮ – 17 мая, Раде настоятельно советовали уволить скандального (ставшего таковым, собственно, благодаря стараниям «группы “Битлз”» и лично Андрея Портнова) судью Олега Бачуна (иже с ним – еще восьмерых «провинившихся»). На будущей неделе планируют отправить вслед еще 14. В том, что рекомендации ВСЮ Рада исполнит, сомнений не возникает.

Сигнал для судейского корпуса страны более чем отчетливый. Особенно для «проблемных» его представителей, уже сейчас пребывающих на «особом учете». Как, например, глава Одесского админсуда, известный тем, что именно его ведомство своими вердиктами «покрывало» не самые прозрачные операции, происходящие в порту Южной Пальмиры. Так, только заходя в порт, некоторые суда уже располагали судебным решением, запрещающим таможенникам и налоговикам ступать на борт их корабля.

Поскольку «специфические практики» Одесского админсуда широко известны в узких кругах, его руководитель постпраздничные майские дни провел не столько на рабочем месте, сколько – на аудиенциях в АП. По результатам которых получил строжайшее предупреждение: если еще хоть одна подобная «ухвала» его судом будет вынесена – уволят не только его, но и всех его подчиненных.

Позитивы авторов и идеологов закона также очевидны. Конкретно – «группы “Битлз”», команды юристов под руководством Андрея Портнова. Авторы правок – депутаты Олейник и Пилипенко (плюс литвиновец Рудченко). Идеолог схемы – Портнов.

Фото: noviny.narod.ru

«Новички» в команде Януковича, они, таким образом, доказывают Лидеру свою полезность. Доказывая – замыкают в единый круг суды, ВСЮ, ВАСУ и ВР – где каждый в ответе друг за друга и именно потому не подставит и не сдаст. Доказывая – уничтожают поле для маневра. Что для своего маневра – в случае каких-либо форс-мажоров, что для чужого.

О позитивах и негативах для остальных юридическое сообщество вслух пока предпочитает не размышлять. «С одной стороны, с существовавшей при Ющенко практикой – когда президента мог загнать в стойло любой районный судья, причем – совершенно безнаказанно, надо было заканчивать. Очевидно, что такая практика ненормальна. С другой стороны, то, что одобрено этими поправками, – чересчур. Теперь оспорить действия власти – если ты сам не власть – нереально. Вообще! Никак и никому! Главное – с нормативной точки зрения не придерешься», – эмоционально пояснял «Левому берегу» один из членов комитета ВР по вопросам правосудия.

***

Лучшим эпилогом к этой истории – вместо истеричных стенаний о «сдаче судебной системы» и дежурных здравиц о «порядке на всех уровнях» – станет история, приключившаяся на первом заседании Гуманитарного совета при президенте Украины.

Просмотрев списки членов совета, Богдан Ступка задал Януковичу резонный вопрос: почему, собственно, среди них не наблюдается олигархов?

– Оли..? Представитилей крупного бизнеса, как говорят..? Хорошая идея, – отозвался Янукович. – Знаете, за мной тут ходит один оли… хм, представитель крупного бизнеса. Ходит и говорит: «Виктор Федорович, я каждый день молюсь, чтобы у меня не отобрали мой бизнес». Правильно, – говорю я ему, – ты молись, молись, Бог дал – Бог взял.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram