В соответствии с распределением полномочий в правительстве Вы занимаетесь вопросами развития регионов. Правительство уже сформировало свое видение этого развития? В чем суть нынешней
региональной политики Украины?
Для правительства развитие регионов и региональная политика являются в первую очередь категориями экономическими.
Реформирование межбюджетных отношений, усовершенствование госрегулирования в сфере социально-экономического развития регионов через необходимые правовые, организационные, экономические и другие механизмы, повышение роли и ответственности местных властей – это основы нынешней региональной политики.
Среди текущих и первоочередных задач - реализация Государственной стратегии регионального развития до 2015 года, обеспечение взаимодействия правительства и регионов путем заключения соглашений по региональному развитию областей между Кабмином и облсоветами.
Сейчас мало кто помнит, но ведь первое такое соглашение было подписано еще в 2004 году между правительством и Луганским облсоветом. Правда, его не удалось в полной мере выполнить – о нем забыли. Пришедшие к власти в 2005 году политики вообще мало интересовались проблемами местного самоуправления, развитием регионов. Это потом, перед президентскими выборами, они вспомнили о том, что в стране еще есть власть, которой верит народ на местах – местное самоуправление, начали с ней заигрывать - как Ющенко, так и Тимошенко.
Что предусматривают такие соглашения?
Первое - это общее видение будущего для региона, согласно которому формируется общая цель развития, ради которой государство и жители региона концентрируют усилия и ресурсы, согласовывая свои действия в процессе ее достижения.
В соглашении четко определяются ответственность сторон за конкретный результат и критерии его оценки, оно требует долгосрочной координации действий центральных органов при реализации отраслевой политики на региональном уровне, а также согласованности их политики при решении проблем региона.
Главное, что подготовку соглашения и ход ее реализации необходимо проводить максимально публично.
Напомню, что в настоящее время уже подписаны соглашения о региональном развитии с Донецкой, Львовской, Волынской и Винницкой областями.
Государственная и региональные стратегии развития должны стать основой для определения совместных действий центральных и местных органов власти, органов местного самоуправления.
Вы сказали о необходимости реформы межбюджетных отношений. В чем она заключается?
Регионы Украины имеют разный уровень развития, разный экономический потенциал. В бюджет одних поступает больше средств, чем рассчитано в среднем по Украине на одного жителя, другие являются
дотационными. У первых излишки средств изымаются и передаются туда, где их не хватает. Такое перераспределение ресурсов необходимо для того, чтобы стоимость государственных услуг во всех регионах
была одинаковой. Однако это приводит к тому, что ни у кого нет экономического стимула для увеличения доходов. Ведь у одних сверхплановые доходы все равно заберут, а другие в любом случае получат
средства из центра.
Поэтому наша первоочередная задача сейчас – создать условия, при которых регионы были бы заинтересованы наращивать доходы в бюджет. К примеру, оставлять на местах 50% от перевыполнения доходной части. Мы заложили эту норму в проект бюджета нынешнего года, а в перспективе хотим сделать так, чтобы до 2014 года в регионах оставалось 50% собранных ими налогов и сборов. Это, как известно, налог на прибыль, налог с физлиц и т. д.
А какие, по Вашему мнению, необходимы изменения в законе о столице?
Сегодня в нашей столице накопилась масса проблем, которые видны невооруженным глазом как киевлянам, так и гостям города. И я глубоко убежден, что основная причина этих проблем - неэффективная
управленческая модель.
Сейчас отличие Киева от других регионов заключается в том, что городской голова является субъектом местного самоуправления и органа исполнительной власти.
Такое сочетание фактически устраняет государство от выполнения его непосредственных функций контроля за соблюдением законодательства на соответствующей территории и выполнением соответствующей программы социально-экономического развития. Одним из эффективных механизмов влияния на такую ситуацию в других регионах является кадровая политика. Но, как ни странно, ни президент Украины, ни правительство на городскую власть в Киеве повлиять не могут.
Поэтому возникла необходимость в законодательном урегулировании этого противоречия. Напомню, что этот вопрос пытаются решить уже давно. В Верховной Раде ко второму чтению готовится законопроект о внесении изменений в закон о столице. Вместе с тем Минюст разработал и внес на заседание правительства еще один законопроект о Киеве, который был рассмотрен и отправлен Министерству юстиции на доработку. Думаю, в ближайшее время мы сможем его повторно рассмотреть.
Какие инициативы правительства по реформированию органов исполнительной власти, местного самоуправления? Будет ли в Украине административно-территориальная реформа?
Неэффективность власти в стране, ее внутренняя конфликтность и оторванность от потребностей человека до последнего времени была порождена существованием избыточного количества органов публичной
администрации (свыше 12 тысяч органов местного самоуправления и органов исполнительной власти), неопределенностью полномочий между ними, а, следовательно, отсутствием ответственности.
Поэтому без реформирования административно-территориального устройства страны не смогут эффективно реализоваться другие реформы - в сфере экономики, бюджета, налогов, земельных отношений и др.
Президент своим указом образовал Совет регионов. Это своего рода платформа для обсуждения и принятия решений относительно моделей, путей, средств и сроков проведения реформирования страны, в том числе административно-территориальной реформы.
Что предусматривает такая реформа? Безусловно, нам не избежать укрупнения административно-территориальных единиц базового уровня (сел, поселков, городов).
Чрезмерная раздробленность и малочисленность большинства территориальных общин (прежде всего сельских) приводит к их финансово-экономической несостоятельности, отсутствию резервов и ресурсов для собственного экономического развития. Такая община не имеет финансовых возможностей, чтобы содержать даже собственный орган местного самоуправления, а ее жители лишены доступа к минимально необходимым услугам, не говоря уже об их качестве.
Сегодня реальное местное самоуправление полноценно и самостоятельно может функционировать только в городах областного значения. Другие субъекты местного самоуправления (сельские, поселковые советы) в основном дотационные.
Вследствие этого государство вынуждено отвлекать значительный объем финансового ресурса на содержание чрезмерно большого штата должностных лиц местного самоуправления (на сегодняшний день это около 100 тысяч человек) и решение вместо них проблем местного значения.
В связи с этим появляется необходимость укрупнения административно-территориальных единиц и создания на их базе самодостаточных конкурентоспособных территориальных общин с соответствующими ресурсами для реализации полноценного местного самоуправления, предоставления качественных услуг населению согласно установленным государством социальным стандартам.
Таким образом, главной задачей реформирования административно-территориального устройства Украины является формирование самодостаточной, дееспособной территориальной общины базового уровня и наделение ее соответствующими ресурсами для развития.
В этом контексте необходимо решить ряд проблем, прежде всего, в земельной сфере, чтобы, в конце концов, община получила право пользоваться собственными земельными ресурсами. Должно быть завершено разграничение коммунальной и государственной собственности, в том числе соответствующее разграничение земель. Это даст дополнительный ресурс для наполнения местных бюджетов.
Местные бюджеты должны значительно расширить собственную доходную базу, в частности, путем увеличения перечня местных налогов и сборов, а также повышения отдельных ставок налогообложения. Существенные источники наполнения должны быть закреплены за местными бюджетами развития.
Благодаря этим первоочередным мерам мы должны уменьшить количество дотационных бюджетов.
Не менее важной задачей реформы является проведение разграничения функций и полномочий между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Требует усовершенствования также деятельность местных государственных администраций.
При этом нужно помнить, что деятельность местных государственных администраций и органов местного самоуправления должна быть направлена на достижение одной цели – создание безопасных и комфортных условий для граждан независимо от места их проживания в государстве.
Какие изменения ожидают сферу градостроительства, архитектуры и строительства, промышленность стройматериалов?
Как известно, в основе устойчивого и прозрачного развития регионов лежит планировочная документация.
Каждый населенный пункт требует пересмотра границ, а крупные города не имеют возможности резервировать земельные участки для строительства доступного жилья.
Для решения этой проблемы будет инициировано выделение средств из государственного бюджета, а местные органы власти должны предусмотреть средства на эти цели в соответствующих бюджетах.
Очень актуальной является проблема кадров. Кто на местах руководит градостроительным процессом? Из 465 главных архитекторов районов 306 не имеют высшего специального образования, а из 162 архитекторов городов 84 - не архитекторы по образованию. Выводы делайте сами.
В государстве практически отсутствуют крупные строительные объединения. Бывшие мощные государственные строительные корпорации исчерпали свой ресурс. Новых нет. Вот и некому в Украине быстро обеспечить строительство тех же объектов Евро-2012. Министерство регионального развития и строительства вместе со Строительной палатой Украины, Украинской строительной ассоциацией обязано решить эту проблему.
Существует острая необходимость совершенствования разрешительно-согласительной системы в строительстве. Именно для снятия бюрократических барьеров, налаживания совместной работы с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления будут разработаны предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу.
Одним из первых решений премьер-министра Украины Николая Азарова было поручение центральным и местным органам исполнительной власти сделать детальный анализ объектов незавершенного строительства для определения их дальнейшей судьбы. По предварительным оперативным данным Госкомстата, таких объектов по состоянию на начало 2010 года насчитывается более 18 тысяч.
Уже утверждена Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы, на реализацию которой предусмотрены средства госбюджета в
сумме 23,2 млрд грн, местных бюджетов - 5,5 млрд грн, граждан - 60 млрд грн.
Чего коснется реформа в сфере жилищной политики и жилкоммунхоза?
Преобразования в этой сфере будут проводиться в рамках Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 гг.
Группа по региональному экономическому развитию комитета экономических реформ при президенте, которую я как вице-премьер-министр возглавляю, уже подготовила необходимые проекты документов.
Среди прочих они предусматривают возможности привлечения к модернизации жилого фонда средств населения и альтернативных источников финансирования, создание равных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности и потребителей услуг на рынке ЖКХ, внедрение энерго- и ресурсосбережения, экологически чистых технологий.
Среди намеченных реформ - переход к экономически обоснованным ценам и тарифам за пользование услугами ЖКХ, улучшение системы предоставления адресных субсидий отдельным категориям граждан для компенсации расходов на услуги, создание конкуренции в отрасли, изменение подходов к управлению предприятиями ЖКХ, в частности, развитие публично-частного партнерства.
Соответственно будут проводиться законодательные, нормотворческие, организационные, методические, разъяснительные мероприятия, а также накапливаться и выделяться ресурсы.
Какие меры планируется предпринять для сохранения традиционного характера исторической части населенных пунктов, сохранения памятников истории?
В Украине на государственном учете находится свыше 16 тысяч памятников архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, из них 3,5 тысячи – национального значения. При этом 401 населенный
пункт включен в Список исторических населенных мест Украины.
Но, к большому сожалению, исторические здания разрушаются: от 50 до 70% памятников архитектуры находится в неудовлетворительном состоянии, а каждый десятый - в аварийном (из них 300 памятников национального значения).
Кроме того, есть и другие проблемы, например, низкий уровень обеспеченности учетной документацией, недостаточная нормативно-правовая база.
Необходимо проведение противоаварийных и первоочередных реставрационно-ремонтных работ на памятниках архитектуры национального значения, обновление существующей базы данных проекта Государственного реестра недвижимых памятников в части памятников архитектуры и градостроительства и обеспечения завершения его формирования.
Расчеты показывают, что для сохранения архитектурно-градостроительного наследия необходимо ежегодно в течение 2008-2012 годов предусматривать расходы Государственного бюджета в объеме свыше 300 млн грн.
Учитывая кризисное состояние в финансово-экономической сфере, для предотвращения необратимого процесса разрушения памятников архитектуры национального значения минимальный уровень финансирования в 2010 году должен быть не ниже 130 млн грн.
Минрегионстрой совместно с областными администрациями уже проводят инвентаризацию памятников архитектуры и градостроительства национального значения.
Также в 2010 году планируется завершение работы по формированию Реестра в части памятников архитектуры и градостроительства. В случае выделения финансирования будет продолжена работа по разработке информационной электронной базы данных.
В вашу компетенцию входит урегулирование вопросов избирательного процесса. Конкретизируйте, пожалуйста, планы ведомства в этом направлении.
Сегодня в этой сфере самый актуальный вопрос – местные выборы.
Все политические силы сходятся во мнении, что действующее законодательство несовершенно, поскольку депутаты, избранные по пропорциональной системе, оторваны от территориальных общин, интересы которых они призваны отстаивать. Высказывались разные предложения по изменению системы выборов депутатов местных советов.
Я никогда не скрывал того, что являюсь противником отмены мажоритарной системы – партийный уклад хорош для центра, а на местах у власти должны быть хозяйственники. Хотя уже сегодня чисто мажоритарная система выборов – шаг назад. Поэтому считаю, что выборы депутатов сельских, поселковых, городских советов необходимо проводить, как и ранее, по мажоритарной системе, а обл- и райсоветов – по смешанной: 50% депутатов – по пропорциональной системе с открытыми списками кандидатов, а 50% – по мажоритарной системе.
Я лично также считаю, что выборы глав рай- и облсоветов необходимо сделать всенародными, а не из числа уже избранных депутатов.
В то же время дискуссия не закончена. Так, 12 мая этого года в Верховной Раде пройдут парламентские слушания на тему "Реформирование законодательства Украины о местных выборах в интересах территориальных общин", в которых примут участие народные депутаты, представители ассоциаций органов местного самоуправления и негосударственных организаций, депутаты местных советов, городские и поселковые головы, ученые, украинские и зарубежные эксперты. От правительства докладчиком определен министр юстиции Александр Лавринович как ответственный за правовую сферу.
В любом случае окончательное решение будет принимать Верховная Рада.
Когда закончится работа по созданию Госреестра избирателей?
Он уже создан и достаточно успешно функционирует. Так, прошедшие выборы президента Украины проводись по спискам избирателей, которые были предоставлены выборным комиссиям соответствующими местными
отделами ведения Государственного реестра избирателей. Во время избирательного процесса были отдельные претензии к качеству информационной базы реестра. Но они носили технический характер,
исправлялись в рамках действующего законодательства и влияния на результаты голосования не оказали.
Кроме того, многочисленные официальные наблюдатели не зафиксировали системных нарушений, связанных со списками избирателей, а международные организации, такие как ОБСЕ, дали высокую оценку правовому, организационному и техническому обеспечению Государственного реестра избирателей.
Поэтому сейчас нужно говорить об усовершенствовании уже действующей системы. Проблемы есть, но они носят скорее технический или даже бытовой характер. Например, до сих пор не решен вопрос обеспечения соответствующим помещением службы распорядителя Государственного реестра избирателей, есть необходимость модернизации компьютерной техники, усовершенствования программного обеспечения.