ГоловнаСуспільствоЖиття

Металл и мафия

Расследование покушений на должностных лиц Криворожского металлургического гиганта «АрселорМиттал» продолжается уже третий месяц. В ближайшее время - не позднее октября, следственным органам предстоит сложнейший доклад по данному делу в Генеральной прокуратуре. Сложнейший потому, что докладывать все еще не о чем. Во многом из-за того, что установление истинны по делу о покушениях грозит пролить свет на куда более резонансные факты. А именно - на схемы кражи металла непосредственно с предприятия. О чем руководство завода не знать не может.

Металл и мафия
Фото: www_dagprommetall_ru

 

В июле-августе текущего года на трех представителей руководства металлургического предприятия одно за другим были совершены вооруженные нападения. Директора ОАО по социальным и общим вопросам Александра Зозулю избили металлическими прутьями по пути на работу. Главу администрации завода по производству Владимира Шеремета пытались взорвать в ландшафтном саду его собственного дома. Начальника администрации по снабжению, уроженца Индии г-на Синха, обстреляли в служебном автомобиле из дробовика.

 

Игра в молчанку
Уголовное производство, начатое по факту случившегося, не продвинулось к развязке ни на шаг. Потерпевшие менеджеры «АрселорМиттал Кривой Рог» отказываются давать какие-либо существенные показания. По словам наших источников в правоохранительных органах Днепропетровской области, практически на все вопросы следователей, в том числе - о возможных «авторах» покушений, отвечают: «не видел», «не запомнил» и «мне это не известно».

Публичные комментарии господ Зозули и Шеремета также весьма скупы. Они ограничиваются требованиями «обеспечить необходимую защиту» и дежурными призывами о помощи.

Теория оперативно-розыскной деятельности имеет три объяснения такого поведения потерпевших. Первое - страх перед дальнейшей расправой. Второе - вынашивание планов личного возмездия. Третье - так называемая «преступная вовлеченность»: положение, при котором потерпевший отказывается давать показания, поскольку это может изобличить его собственную противоправную деятельность или связи с вероятным преступником.

Во время пребывания автора в Кривом Роге для проведения журналистского расследования, с ним по собственной инициативе вышел на связь бывший сотрудник местного управления Службы безопасности Украины. Он сообщил, что в обмен на строжайшую конфиденциальность готов рассказать о последних покушениях.

«За покушениями на руководство завода стоят организованные бандитские группировки, которые годами занимаются кражами металлопродукции, - сказал собеседник «Левого берега». - Они крадут непосредственно с завода, подделывая документы, крадут со складов, с движущихся железнодорожных составов. Крадут отовсюду, где есть возможность. И это прекрасно налаженный бизнес, приносящий ежемесячный доход в размере $10-15 млн.».

В прошлом этот человек работал в отделе контрразведывательной защиты экономики государства в структуре УСБУ Днепропетровской области. Уволен был, по его словам, именно тогда, когда начал «заниматься одной из металлических группировок». «Это была банда Сергея Смирнова, известного в Кривом Роге под прозвищем Сквозняк. Пожалуй, это была одна из самых больших криминальных группировок, которая занималась кражами металлопроката», - вспоминает бывший оперативник.

В 2007-м году Сквозняк был расстрелян в подъезде своего дома из двух автоматов Калашникова. Позднее суд установил, что заказчиком ликвидации был его партнер Юрий Герасимов, известный в криминальной среде под прозвищем Камаз. Герасимов, а также трое нанятых им киллеров, были осуждены на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и в настоящее время несут избранное им наказание.

Между тем, выстроенная Сквозняком империя после его гибели существование не прекратила. «На руководящие должности вышли бывшие помощники Сквозняка, люди под прозвищами Цыган, Король и другие. Кроме того, от основной группировки отпочковалось еще несколько шаек, которые динамично занимают позиции в этой сфере», - утверждает экс-сотрудник СБУ.

Именно одна из таких новообразованных преступных организаций и ответственна, по его мнению, за недавнюю череду покушений: «В Кривом Роге ни для кого не секрет, что руководство завода «Криворожсталь» в курсе всех бандитских схем. Все также указывает на то, что они не только в курсе, но и в доле. Однако в недавнее время произошло что-то необъяснимое. Что-то, что заставило менеджеров предприятия выйти из этого бизнеса. И последние покушения - это, скорее всего, попытка вернуть прежние бандитские договоренности в силу. Предупредительная акция».

Учитывая, что все заявленное выше должным образом зафиксировано и является общественно важной, сенсационной информацией, мы обратились к официальным представителям «АрселорМиттал Кривой Рог» с предложением организовать встречу с потерпевшими управленцами и генеральным директором ОАО, французом Жаном Жуэ. На протяжении всей рабочей недели, проведенной автором в Кривом Роге, менеджер пресс-службы завода Людмила Телипова не сделала ничего, чтобы такая встреча состоялась. Она не проявила заинтересованности и в том, чтобы устроить между журналистом и потерпевшими хотя бы телефонную беседу. «Наша позиция отражена на официальном сайте «АрселорМиттал Кривой Рог». Как только возникнут какие-то дополнения, сайт будет обновлен», - сказала г-жа Телипова. Позиция же, отраженная на официальной веб-странице предприятия, сводится к констатации фактов покушений и возмущенным возгласам.

Дети на дороге
Практически каждую ночь следующие к пунктам назначения товарные поезда, до краев загруженные металлом, подвергаются массированным организованным налетам. На поезда нападают дети, чаще всего не достигшие совершеннолетия. Как правило, это дети улиц - из малообеспеченных семей, интернатов.

Нападения происходят прямо на ходу, когда состав двигается со скоростью до 40 км/час. По этой причине практически в каждую вылазку кто-то из бригады налетчиков получает травмы. Совместимые или не совместимые с жизнью. Как повезет.

В указанные бригады в Кривом Роге ведется постоянный скрупулезный набор. Связующие звенья, так называемые «старшие», лично утверждают новые кандидатуры, после чего несовершеннолетние направляются на трехдневные курсы. Бывшие или действующие сотрудники «Укрзалізниці» (слесари, машинисты, механики) обучают их, как правильно запрыгивать на движущиеся вагоны. За что цепляться. Как взбираться. На каких участках железнодорожной ветки сбрасывать украденное. Как снизить риск травм при спрыгивании.

Совершаемые нападения включают в себя элементы диверсии. Сталкиваясь с необходимостью искусственно замедлять поезд, несовершеннолетние члены группировок прямо на ходу подрывают его тормозную систему, добиваясь, таким образом, снижения скорости или полной остановки состава. Используя ту же технику, они способны прямо на ходу отцеплять несколько хвостовых вагонов и беспрепятственно их опустошать, когда инерционное движение закончится.

Украденный металл организованно вывозится с территории сброса грузовыми автомобилями. В условленное место к железнодорожному полотну одновременно приезжают несколько КамАЗов. В их кузовах сидят бригады несовершеннолетних. Оказавшись на месте, они спрыгивают на землю и начинают погрузку.

 

«И ноги отрезало, и напополам разрезало»
В отдаленном жилом массиве Кривого Рога под названием Юбилейный автор нашел подростка Максима, лично принимающего участие в ограблении поездов. Он является самым мелким звеном местной улично-криминальной иерархии. Утром торгует марихуаной. Днем занимается карманными кражами «на резине», то есть в общественном транспорте. Вечером - совершает нападения на прохожих и отбирает у них наличность.

 

Как происходят ограбления?
Каждый вечер, кроме как в дождь, в восемь или девять часов возле Криворожского государственного цирка появляется красный микроавтобус Mercedes, на котором ездят «старшие». Вокруг собираются от 10 до 25 человек - те, кто едет на дело. Нас инструктируют, говорят, что сегодня будем сбрасывать, какая ветка, какой поезд. Всех усаживают в машины и везут до железной дороги.

Вам известно точное время появления поезда?
Главному в бригаде известно. У него есть рация, по которой поддерживается связь - то ли с машинистом, то ли с каким-то диспетчером. Он знает, когда именно появится состав и какая у него будет скорость. Мы подходим к рельсам и встречаем его. Сразу же подрываем кислород, чтобы замедлить движение. Дергаем по несколько раз (за свисающую под вагоном цепь, которая прикреплена к кислородному клапану тормозной системы - «Левый берег»). Забрасываем в вагон гидравлические ножницы. Потом запрыгиваем сами.

Насколько это опасно?
Можно соскользнуть и попасть под вагон, под колесо поезда. Это же не машина, он так просто не остановится. И ноги отрезало, и напополам разрезало. Если слабый или неловкий - погибнешь. И никто разбираться не будет. На следующий день найдут новых.

Как происходит сброс металла?
Прыгаем по вагонам. Находим более-менее полный. Главное, кстати, не коснуться контактного провода, от которого запитан электровоз, - это моментальная смерть. В вагоне раскусываем крепления металлопроката. Сбрасываем легкие части на землю. Когда сброшено достаточно - бригадир сообщает, что можно спрыгивать. Оказываемся на земле. Затем сносим сброшенный металл в несколько куч, вокруг которых устанавливается охрана из наших же пацанов. Через время подъезжают грузовики, которые все увозят.

Сколько вам платят?
Максимум, что можно сделать за ночь, - 200-300 грн. Платят только после того, как металл уехал. Потом развозят по домам.

«Дядя, если ты хочешь жить в нашем городе, завтра идешь и пишешь заявление, что ты никого не видел»
Автор также нашел водителя, по ночам неоднократно управлявшего вывозящими краденый металл автомобилями. Его гонорар за «дело» также составляет около 250 грн за ночь. «Каждый раз деньги и указания дают новые люди. Естественно, я ничего лишнего не спрашиваю и ничем не интересуюсь. Приехал, подождал, пока ребята все загрузят, и уехал. Больше мне ничего не нужно», - рассказал он.
На самой железной дороге все это комментировать наотрез отказываются. Узнав об интересующей нас теме, дежурный вокзала «Кривой Рог-Главный» сказала, что «начальник вокзала не будет общаться с прессой, потому что все это выдумки».

Между тем, действующий машинист Приднепровской железной дороги за 1 тыс. грн не только согласился рассказать автору о дерзости описанных нападений, но и предоставил ему возможность целый день ездить вместе с ним в электровозе по Днепропетровской области.

«Вот сейчас мы перевозим уголь, бензин и металл. Всего 52 вагона. Общий вес брутто - около 6 тыс. тонн. Если исчезнет хотя бы одна тонна, подъезжая к очередной станции, мы об этом узнаем - при въезде расположены электронные весы. Дежурная сверяет показатели с документацией и, если обнаруживается недостача, останавливает состав и вызывает милицию».

Как часто вам приходится общаться с милицией?
Постоянно. Особенно после ночных рейсов, потому что малышня нападает только ночью. Но в основном мы даем показания, что не видели никаких машин, ничего не запомнили, потому что было темно. Были ребята, которые писали: такие-то номера машин, такие-то лица, даже фотографировали их. Потом к ним домой приезжали люди, явно не связанные с правоохранительными органами, и говорили: «Дядя, если ты хочешь жить в нашем городе и работать на железной дороге, завтра идешь и пишешь заявление, что ты никого не видел, никаких номеров машин и никаких людей».

Кто позволяет им воровать? О ком можно прямо сказать, что он участвует в схеме?
Прежде всего, транспортная милиция. Свою долю также получают работники железной дороги: диспетчеры, машинисты, механики. А также сотрудники военизированной охраны «Укрзалізниці». Они совершенно официально могут использовать огнестрельное оружие при нападениях, но за те три года, которые я здесь работаю, я ни разу о таком не слышал. 

Константин УсовКонстантин Усов, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram