ГоловнаПолітика

Людвиг Баварский современной Украины. Конец эйфории

Летом 2005 года разразился новый скандал. Сын Виктора Ющенко Андрей был замечен журналистами на новеньком автомобиле BMW стоимостью в несколько сот тысяч долларов.

Журналистское расследование показало ряд неприглядных фактов и тенденций в жизни младшего Ющенко. На сайте «Украинской правды» появляются статьи Сергея Лещенко под названием «Сын Бога» - об Андрее Ющенко. Президент расценил появление этих публикаций как провокацию, спланированную против него лично. Во время пресс-конференции он обрушился с критикой в адрес журналиста, употребляя непарламентские выражения типа «морда» и т.д. Стало понятно: «величайшее завоевание Оранжевой революции – свобода слова» - обычная фикция. Журналистская среда постепенно разочаровалась в Ющенко.

Начал разочаровываться в бывшем любимце народа и электорат. От него стали отворачиваться его бывшие союзники. Летом 2005 года наметились первые трения между Президентом и премьером. В августе Ющенко донесли, что в лесу за Киевом Тимошенко собирала в обстановке секретности силовых министров и своих сторонников – с целью обсуждения вариантов свержения Ющенко. На фоне обострения отношений между Тимошенко и «любими друзями» (в первую очередь, Петром Порошенко) Ющенко на полученную информацию отреагировал молниеносно: он начал готовить отставку Тимошенко.

В сентябре 2005 года громом среди ясного неба стала пресс-конференция госсекретаря Александра Зинченко, в ходе которой он обвинил Петра Порошенко в коррупционных действиях. Это был сигнал: Тимошенко начинала переход к активным действиям и ставила Ющенко перед самоопределением. Ющенко медлил. Несколько дней переговоров с Тимошенко закончились для Ющенко нулевым вариантом: он создал комиссию по расследованию фактов коррупции (комиссия так и не завершила свою работу), а также отправил в отставку Петра Порошенко, Александра Зинченко и саму Юлию Тимошенко. После этого он внёс в на рассмотрение парламента кандидатуру Юрия Еханурова – на пост премьер-министра.

Стало понятно: Оранжевая революция закончилась. В рядах бывших побратимов начался раскол. Пути Тимошенко и Ющенко разошлись, и только отдельные политики-романтики питали надежду на воссоздание единства оранжевых сил.

Правительство Еханурова было, по сути, техническим правительством, призванным удержать экономику в период парламентских выборов 2006 года. Ещё одним немаловажным «достижением» правительства Еханурова стало появление на украинской политической арене компании РосУкрЭнерго во главе с доселе никому не известным бизнесменом Дмитрием Фирташом.

Компания РУЭ была создана летом 2004 года по соглашению между президентами Кучмой и Путиным. В СМИ гуляла информация о том, что к ней имел причастность в прошлом международный криминальный авторитет, а к тому времени – российский предприниматель Семён Могилевич.

События вокруг появления РУЭ развивались динамично и загадочно. К концу декабря ситуация вокруг переговорного процесса по цене на российский газ для Украины достигла критичной стадии. Прежняя цена, выторгованная Кучмой (50 долларов за тысячу кубометров газа) не устраивала Россию – да и с политической точки зрения работать с Украиной, всё чаще декларирующей антироссийские позиции, было бы не правильно. Владимир Путин заявил о том, что в расчетах с Украиной Россия переходит на европейские цены. Украина оказалась не готовой платить по новым тарифам – украинская экономика считалась к тому времени наиболее энергозатратной в мире, а энергосберегающие технологии на предприятиях практически не внедрялись. Обеспечить себя газом собственной добычи Украина могла только на 20%. Поставки газа из Узбекистана, Туркменистана и Казахстана были сопряжены и с несогласованностью цен, и с транзитом через территорию Российской Федерации.

Министр топлива и энергетики Иван Плачков и председатель «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко (по совместительству – лидер Конгресса украинских националистов) безуспешно провели несколько раундов переговоров с «Газпромом». В результате к концу декабря договора не были подписаны. Украине грозили прекращением поставок газа.

31 декабря 2005 года Владимир Путин рано утром собрал совещание в Кремле, на котором сделал предложение Украине: Украина продолжает на протяжении первых трёх месяцев 2006 года (наиболее энергозатратных – во время первого квартала украинская экономика потребляет 35% газа) получать газ по прежней цене, а стороны продолжают дискуссию о цене на газ. Но одно условие: украинская делегация должна прибыть в Москву и подписать «план Путина» до 23.59 31 декабря 2005 года.

Предложение было более чем выгодным. Однако в этой ситуации в Украине попросту некому было принять решение. Как говорили позже некоторые высокопоставленные лица, Виктор Ющенко катался на лыжах в Карпатах (с президентом Грузии Саакашвили) и с ним не было связи! Сообщить ему о предложении российского президента не представлялось возможным. И это – в ХХI веке – веке технического прогресса и информационных технологий!

Следующий этап переговоров начался 2 января 2006 года. Но при этом Украина согласилась на жёсткие условия: на энергетическом рынке появлялся посредник в виде компании РосУкрЭнерго, контролирующая весь процесс поставок газа в Украину – не только российского, но и среднеазиатского. Украина соглашалась на выставленную Россией цену на газ, которая превосходила цены для Франции или Германии. С этого момента стали говорить о влиянии РУЭ на украинскую политику. Некоторые политики и средства массовой информации прямо говорили о причастности к РУЭ Петра Ющенко – брата Президента. Однако сам Пётр Андреевич обвинения отвергал.

На выборах Виктор Ющенко задействовал весь административный ресурс и попытался подтвердить свой результат 2005 года, но правда оказалась не на его стороне: наибольшее количество голосов по результатам выборов получила Партия регионов. Президентская «Наша Украина» оказалась на третьем месте.

Попытки Виктора Ющенко сформировать пропрезидентское большинство в Верховной Раде, воссоздав единство оранжевых сил, натолкнулось на амбиции и непомерные аппетиты политиков. Лидеры БЮТ и «Нашей Украины» начали переговоры о создании коалиции, которые велись с переменным успехом на протяжении нескольких месяцев. Обе стороны выдвигали друг к другу новые и новые требования. Наконец 6 июля 2006 года произошёл переломный момент – в парламенте произошёл по сути переворот. Лидер фракции социалистов Александр Мороз заявил о выходе из переговорного процесса с БЮТ и НУ относительно создания совместной коалиции и сразу же подписал коалиционное соглашение с Партией Регионов и Коммунистической партией. Как следствие – в тот же день Мороз был избран спикером парламента. Коалиция внесла на рассмотрение Президента в Верховной Рады кандидатуру Виктора Януковича – как будущего премьера страны.

Президент тянул время до последнего. Ему предлагали ввести чрезвычайное положение и распустить Раду. Однако Ющенко не пошёл на этот шаг. Выдержав прессинг, он согласился на внесение кандидатуры бывшего основного оппонента – Януковича – на рассмотрение Верховной Рады. В начале августа 2006 года Рада дала добро на назначение Януковича премьер-министром Украины. Кто-то видел в этом предательство интересов Майдана со стороны Президента. Кто-то говорил о наступлении мира и стабильности, о завершении Оранжевой революции. Существенным плюсом стало то, что Янукович привёл в Кабинет Министров профессионалов – например, министром труда и социальной политики стал Михаил Папиев.

Кстати, Михаил Папиев может служить иллюстрацией к действиям оранжевых властей в самом начале «революции». В 2004 году правительство Януковича решило вручить всем ветеранам Великой Отечественной войны за счёт государственного бюджета очки. Ответственным за этот проект был назначен Михаил Папиев. Когда же пришла новая власть, было объявлено, что очки пропали, а Папиева обвинили в краже 800 тысяч очков! Было возбуждено уголовное дело, началось следствие. После того, как премьером стал Виктор Янукович, оказалось, что очки находятся на складах, а Папиева попросту оклеветали. Почему? По простой причине: в 2004 году на футлярах из-под очков выгравировали: «Ветерану войны от Виктора Фёдоровича Януковича». Ну не могли представители новой власти вручать ветеранам очки с такой надписью! Потому и решили сделать крайним Папиева, обвинив его в краже и в хищениях в особо крупных размерах. Ситуация более чем красноречиво свидетельствует о морали новых властей.

Снова вернулись во власть Николай Азаров, Андрей Клюев, Юрий Бойко, Дмитрий Табачник и целый ряд других известных политиков. Начинается постепенный процесс реабилитации тех, кого оранжевая власть преследовала в первые годы…

Но было понятно, что настоящего мира между Ющенко и Януковичем не будет, что подписание Президентом представления на назначение Януковича премьер-министром – это вынужденный шаг. Президент подписал назначение Януковича с одним условием – Янукович должен был подписать Универсал национального единства, в котором закреплялись основные положения избирательной программы Виктора Ющенко образца 2004 года. Янукович согласился на подписание Универсала – но с оговорками. Было понятно, что для Ющенко это хорошая мина при плохой игре: Универсал не носил характер обязательного документа и был не более чем декларацией, которую любая сторона могла игнорировать.

LB.ua в соцмережах: