ГоловнаЕкономікаФінанси

Валютна мелодрама

В конце июля внимание украинцев наконец-то привлек курс наличного доллара. После того, как котировки на продажу долларов в отдельных обменных пунктах вышли за отметку 27, обеспокоенные население и бизнес начали задавать вопросы властям и аналитикам: «А что, собственно говоря, происходит?»

Фото: Макс Требухов

Вопрос законный, поскольку предыдущие два года «лето» на валютном рынке заканчивалось во второй половине августа. И в этом году курса выше 27 на наличном рынке мало кто ждал, основная масса считала коридор в 26-27 грн за доллар рабочим для лета 2018.

«Сюрприз» от нерезидентов

В течение нескольких дней Минфин осуществил погашение Облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) примерно на 4 млрд. грн. Кроме того, нерезиденты продали ОВГЗ на вторичном рынке, по очень примерным оценкам, на 1-1,5 млрд. грн. и в итоге основная часть этой суммы попала на валютный рынок. По моим оценкам, в предпоследнюю неделю июля на валютном рынке образовался дополнительный спрос на валюту, примерно на сумму в 200 млн. долларов США. Для украинского межбанка это довольно большой объем спроса, который примерно равен дневному объему сделок на валютном рынке. Не могу гарантировать, что в июле из ОВГЗ наспех выходили именно те нерезиденты, которые заходили в январе-феврале 2018 года, но параметры сделки для них смотрятся красивыми. В январе можно было зайти на рынок ОВГЗ сдав доллары по 28,5, за полгода получить 16% годовых и выйти в июле, купив доллары по 26,5. Никакой крамолы тут нет, в январе-феврале эти «нерезиденты» нам подсобили валютой и сбили панический тренд, а теперь возможно вышли, как бы получив за свои услуги оплату.

К слову, тот факт, что нерезиденты активно покидают рынок ОВГЗ, для специалистов не является новостью. Своего пика вложения нерезидентов в ОВГЗ достигли в марте этого года, чуть превысив отметку в 14 млрд. грн. После майского и июльского пике у них «на руках» осталось ОВГЗ примерно на 8 млрд. грн. В общем объеме это копейки, и даже если они к концу года оставят ОВГЗ, скажем, на 1 млрд. грн., то особого давления на рынок нерезидентные ОВГЗ оказывать не будут, если, конечно, уход будет постепенным, а не в течение 3-5 дней.

Тем не менее, Киеву есть над чем поразмыслить. Рабочие решения по повышению привлекательности ОВГЗ через рост учетной ставки себя зарекомендовали хорошо, как и валютные ОВГЗ Минфина. Однако в стране наблюдается дефицит инструментов в корпоративном секторе. Если в кризис 2008-2009 в Киеве можно было запросто найти предложение от дочки французского или австрийского банка по долларовому депозиту под 5-8% годовых, то сейчас относительно безрисковый депозит доступен разве что под 3%. А ведь сейчас учетная ставка ФРС уже составляет 2%, а к концу 2018 года она может быть и 2,5%. Но риски американского рынка и украинского даже несопоставимы. Вот и получается, что пока на рынке удерживать нерезидентов кроме как ОВГЗ практически нечем.

Фото: Макс Левин

НДС -фактор

С начала месяца на рынок поступило ликвидности от возмещения Минфином НДС на сумму 8,3 млрд. грн. Из них 3,3 млрд. грн. поступило только в пятницу 27/07/18. Анализ этого фактора сложнее, чем анализ простого выхода нерезидентов з ОВГЗ. Да, экспортеры, получившие возмещение НДС, менее склонны к продаже валюты. Часть экспортеров, получив гривну, может отправить ее на покупку валюты, часть гривневой ликвидности может от экспортеров попасть к их поставщикам и оттуда на наличный валютный рынок. Но абсолютно точно, что вся сумма возмещений не оказывается на валютном рынке и сразу, день в день, на валютный межбанк, а тем более на наличный рынок, не попадает. Поэтому какая-то часть возмещенного НДС еще продолжит отыгрывать на валютном межбанке в последних числа июля, хотя в данном случае основным фактором дестабилизации был выход нерезидентов из ОВГЗ.

Недоумение вызывают и обвинения Минфина, что при невыплаченных пенсиях уже начал возмещаться НДС. На момент невыплат Минфин возместил НДС всего на 5 млрд. грн., это вдвое меньше чем обычно за месяц. И тут же появляется вопрос: а не приведет ли задержка по возмещению НДС в июле к накоплению этого «возмещения» на конец года. Наоборот, Минфин должен стараться как можно более равномерно разбрасывать ликвидность по месяцам, чтобы не допускать эффекта новогоднего курсового коллапса, что он сейчас и делает. Судя по тому, что у нас есть небольшое отставание по исполнению доходной части бюджета, и НДС-фактор, и кумулятивный эффект «конца года» в 2018 году еще не раз напомнят о себе покупателям валюты.

Торговый баланс

По ценовой конъюнктуре лето 2018 года для Украины будет хуже, чем лето 2017 года. Если объяснять по-простому, то в августе 2017 года баррель нефти марки brent стоил примерно 50 долларов, а железорудное сырье около 75 долларов за тонну. Сейчас мы находимся ситуации, когда цена нефти крутится вокруг 75 долларов, а вот ЖРС только начала плавно подползать к 64 долларам.

Фото: sputnik.kg

В сухом остатке, цены на наш энергетический импорт выросли в среднем на 50%, а цена на ЖРС упала на 10-15%. Когда такое слышат металлурги, они начинают нервничать и доказывать, что у них все хорошо: имеется и прирост выплавки за первое полугодие на 7-8%, и цены на внешних рынках на сталь «только растут». Но правда несколько иная.

Действительно, цены на стальной прокат немного оторвались вверх от ЖРС. Если арматура 1 июля 2017 года стоила примерно 600 долларов за тонну, то 1 июля 2018 года – уже 780 долларов за тонну, однако это прайсовая цена внутреннего рынка. А вот того же 1 июля 2018 года экспортная цена FOB из Одессы составляла всего 610 долларов. Поэтому если смотреть на экспортные цены по стальному прокату июль 2017 к июлю 2018, то в среднем можно было зафиксировать рост на 10-15%, а по отдельным категориям наблюдалось банальное топтание на месте. Хуже всех себя чувствовали цены на холоднокатаный лист и бесшовную трубу, поскольку FOB-котировки продавцов по ним почти не выросли, лучше же всего торговались арматура и уголок.

В общем по горно-металлургическому экспорту я бы дал прирост к лету 2017 года на уровне не более 10%. Если же посмотреть MVIS Global Steel Index, который считается по акциям металлургических компаний со всего мира, то за год июль к июлю он вырос на 10,37%, т.е. металлурги себя чувствовали лучше, но гораздо хуже нефтяников. Плюс мы видим большое снижение MVIS Global Steel Index и даже внутренних цен на сталь с нового года, а это означает, что в апреле-мае мы еще отыгрывали на валютном рынке цены первого квартала, которые действительно были на выстоте.

Вот мы и получаем дисбаланс +50% рост цены на энергоресурсы по импорту и +10% (примерно) на горно-металлургический экспорт, доля которого в общем объёме экспорта за последние пять лет снизилась. Ситуацию немного омрачило решение ЕС о введении экспортных квот на 11 видов металлопродукции из Украины, вступившее в силу в июле 2018 года. После исчерпания квоты на эти 11 видов вводится пошлина в размере 25%. Еще по 17 видам продукции ведется расследование. В МЭРТ утверждают, что оснований для антидемпинговых пошлин нет, но после изучения динамики внутренних цен и экспортных цен в портах Одессы и Мариуполя в это верится с трудом. Усиливает конкурентную ситуацию в регионе и экспорт турецкого проката. Единственный большой плюс для металлургов заключается в том, что в июле цены на ЖРС и стальной прокат на мировых рынках начали расти более активно чем прежде.

Таким образом, если в первом квартале 2017 года мы имели сальдо торгового баланса по товарам и услугам в 126,1 млн. долларов, то по итогам первого квартала 2018 года – уже минус 134,9 млн. долларов. Скорее всего, баланс по товарам и услугам за первое полугодие 2018 года будет с отрицательным сальдо в минус 200-300 млн. долларов, если, конечно, ситуацию не спасут аграрии.

Между тем, третий квартал для Украины может быть позитивным. Перспективы хорошего урожая, возобновление роста цен на стальной прокат и ЖРС могут улучшить торговый баланс.

Выводы

Для лета 2018 года диапазон в 26-27 грн. за доллар остается вполне рабочим. Безусловно, могут быть отклонения, связанные со всплесками ликвидности то от нерезидентов, то от Минфина. Однако в целом в мировой экономике ничего катастрофически пока не произошло. Энергетический импорт и металлургический экспорт к концу третьего квартала должны выровняться, конечно, если не помешает торговая война между КНР и США. Хороший урожай зерновых должен поставить точку в вопросе разворота ценовых паритетов на Мировом рынке в пользу Украины. Украине лишь останется решить вопрос с обслуживанием внешних долгов, а помочь нам в этом может МВФ, продолжение сотрудничества с которым в период выборов особенно актуально. Пока в воздухе висит нерешенным вопрос внешних долгов на фоне приближающихся выборов девальвационные ожидания населения и бизнеса будут справедливыми, но это уже не может быть девальвацией 2014-2016 гг., пару гривен на долларе до конца 2018 года. вряд ли остро на себе ощутит рядовой украинец.

Виталий ШапранВиталий Шапран, к.э.н., член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram