Обходные маневры «Газпрома»
«Северный поток-2» - новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. В «Газпроме» считают, что новый газопровод, также как и действующий, напрямую свяжет «Газпром» с европейскими потребителями и обеспечит высокую надежность поставок российского газа в Европу.
Точкой входа газопровода «Северный поток -2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность маршрута - более 1200 км. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока-2» - 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока - 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год. «Газпром» планирует ввевсти в строй данный газопровод в конце 2019 г.
«Турецкий поток» - еще один газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность первой и второй ниток «Турецкого потока» составит по 15,75 млрд куб. м каждая.
Морской участок «Турецкого потока» пройдет по дну Черного моря до побережья Турции. Протяженность - более 900 км. Далее будет проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными странами. Плановый запуск газопровода – также конец 2019 г.
В 2017 г. суммарный экспорт «Газпрома» в Европу и Турцию составил более 190 млрд куб. м . Из них 44% были прокачаны через территорию Украины. Таким образом, по расчетам «газпромовских» стратегов, новые газопроводы должны полностью исключить украинскую газотранспортную систему из транзитных маршрутов российского газа. Как известно, действие транзитного договора между «Нафтогазом» и «Газпромом» заканчивается в конце 2019 г.
Германия, основной покупатель российского газа, а также Австрия последовательно поддерживают проект нового северного потока, в то время как Дания, Польша, Словакия и страны Балтии являются его не менее последовательными критиками. Но у противников проекта и Еврокомиссии пока что нет реальных рычагов для того, чтобы полностью заблокировать строительство газопровода. Учитывая поддержку Германии, вероятно, что проект все же будет реализован.
Заинтересованность Германии в «Северном потоке - 2» понять легко: страна является ключевым потребителем российского газа и после запуска газопровода получит возможность закупать газ в России по еще более низкой цене, экономя на транзитных платежах. «Северный поток - 2» не представляет угрозы для энергетической безопасности Европы, - заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
«Мы считаем Nord Stream 2 экономическим проектом. Мы также хотим, чтоб транзит газа по-прежнему шел через Украину. Но мы считаем, что Nord Stream 2 не представляет опасности для диверсификации поставок», - подчеркнула она.
В тоже время, есть сомнения, сможет ли «Газпром» начать поставки газа в Германию до конца 2019 г. или ему придется договариваться с украинской стороной о продлении действующего пока договора о транзите газа через украинскую территорию. Конечно, это зависит не только от того, удастся ли в самом ближайшем будущем преодолеть политическое сопротивление этому проекту целого ряда стран ЕС, но и от того, будет ли своевременно построено на суше продолжение двух подводных труб.
Речь идет об EUGAL (Europaische Gas-Anbindungsleitung) - Европейский соединительный газопровод. Его протяженность составит 485 км, он пройдет из Грайфсвальда до границы с Чехией. Суммарная мощность двух его ниток составит 51 млрд куб. м газа в год.
Данный газопровод принципиально отличается от используемого для поставок российского газа газопровода OPAL. Дело в том, что Третий энергетический пакет требует в целях предотвращения монополизма на европейском газовом рынке свободного доступа к имеющимся трубопроводам любых поставщиков. В этом смысле EUGAL полностью подпадает под регулирование ЕС, а вот для OPAL, параллельно с которым он будет проложен, в свое время были сделаны определенные исключения.
Другое принципиальное отличие от транзитного газопровода OPAL заключается в том, что EUGAL будет соединен на территории ФРГ в трех точках (и в конечном пункте) с действующими газопроводами. Так что EUGAL вполне можно будет использовать для переброски определенных объемов газа из «Северного потока - 2» в Западную Европу. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: главная цель EUGAL мощностью 51 млрд куб. м не Чехия, которая станет транзитной страной, а Баумгартен на востоке Австрии. Именно этот газовый хаб прописан во многих долгосрочных контрактах «Газпрома» как пункт передачи того газа, который сейчас поступает транзитом через Украину. Отсюда он идет, в частности, в Словению и дальше на весьма крупный итальянский рынок.
Таким образом, чисто газпромовский газопровод «Северный поток - 2» и формально общедоступный газопровод EUGAL, мощности которого «Газпром» уже заблаговременно забронировал на открытом аукционе, способны заменить до 55 млрд куб. м из украинского транзита. К концу 2019 г. EUGAL будет готов только наполовину. К этому времени намечено проложить первую нитку. Вторая, согласно графику, должна вступить в строй к концу 2020 года.
Так что, даже если «Северный поток -2» с двумя его нитками в декабре следующего года будет полностью сдан в эксплуатацию, он в течение года сможет работать только вполсилы.
Если же, наоборот, «Северный поток - 2» застопорится, а EUGAL войдет в строй, то «Газпрому» придется платить полную цену за пустую трубу.
Комитет Европарламента по вопросам промышленности и энергетики в конце марта этого года поддержал изменения газовой директивы ЕС, что позволит частично контролировать новый российский трубопровод. Согласно принятым комитетом изменениям, правила Третьего энергопакета ЕС должны распространяться на морские газопроводы из третьих стран. Это усложнит будущее функционирования газопровода «Северный поток-2».
«Северный поток - 2» сейчас вызывает двойственные чувства в Европе. С одной стороны, есть понимание, что зависимость Европы от российского газа не исчезнет, а энергетическая безопасность подразумевает наличие дополнительных транзитных мощностей. Но ЕС не хочет становиться заложником непростых отношений между Россией и Украиной. С другой стороны, Европа хотела бы поддержать Украину, поскольку в случае прекращения транзита зависимость от импорта из России может существенно вырасти. Есть опасения, что после строительства «Северного потока — 2» российский газ для некоторых стран Восточной Европы станет более дорогим из-за увеличения транспортного плеча.
«Нафтогаз»: оборона по всем фронтам?
Комментируя действия Германии в отношении обходного российского газопровода, президент Украины Петр Порошенко заявил, что сторонники строительства трубопровода «Северный поток - 2» являются «сообщниками России в ее гибридной войне». Строительство «Северного потока – 2» представляет собой «серьезную опасность» для Украины, - уверен украинский президент. Ежегодно Украина будет терять по 2 млрд долларов пошлин за транзит российского газа в Европу. Для России «Северный поток – 2» - это «инструмент политического давления», - подчеркнул Порошенко.
Подобную позицию Украины активно поддерживают Польша и США. «Как и Польша, Соединенные Штаты выступают против трубопровода «Северный поток-2», - заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время своего визита в Польшу. - Мы считаем, что это подрывает общую энергетическую безопасность и стабильность в Европе и предоставляет России еще один инструмент для политизации энергетики».
Серьезные проблемы для «Северного потока-2» ожидаются с получением разрешения от Дании, поскольку в прошлом году местный парламент принял закон, который позволяет правительству отказать в выдаче разрешений на прокладку газопровода в датских территориальных водах на основе возможных рисков безопасности.
Таким образом, в связи с политическим фактором возрастает неопределенность относительно сроков завершения проекта. Или, точнее, растет определенность того, что сроки прокладки этого газопровода будут отложены. Сдвиг по срокам на год-два будет означать, что России надо заключать серьезный транзитный договор с Украиной.
Но даже ввод «Северного потока - 2» не закроет потребностей европейских потребителей, особенно если учесть проблемы вокруг второй нитки «Турецкого потока». Без украинского транзита России не выполнить европейские контракты - не хватит мощностей.
Можно предположить, что перезаключение транзитного контракта произойдет для «Газпрома» на менее выгодных условиях, чем прописано в старом контракте.
Значительно усилились позиции «Нафтогаза Украины» в транзитной войне с «Газпромом» в результате решений Стокгольмского арбитража, озвученные в декабре прошлого и феврале текущего года. Их можно кратко резюмировать следующим образом: после зачета встречных требований «Газпром» остался должен «Нафтогазу» около 2,6 млрд долларов.
Решение арбитража стало большой неожиданностью для российского руководства. «Газпром» заявил о своем несогласии с решением арбитража и о намерении подать соответствующую апелляцию. Кроме того, было заявлено о разрыве контрактов с «Нафтогазом».
Шансов на пересмотр арбитражных решений у «Газпрома», судя по всему, не так много. Решение арбитража является окончательным и не подлежит обжалованию по существу, их можно оспорить лишь по процедурным моментам. Если стороны не договорятся, и «Газпром» будет настаивать на разрыве газовых контрактов, неизбежно новое судебное разбирательство, но вряд ли его предметом станет уже принятое решение. Более того, новое разбирательство, возможно, растянется на полтора-два года. Учитывая, что оба контракта заканчиваются в конце 2019 г., они скорее всего продолжат действовать до момента истечения.
Ответная реакция «Нафтогаза» на действия «Газпрома» выглядит довольно последовательной и логичной. Есть решение арбитража, и оно должно выполняться. Если «Газпром» не хочет выплачивать компенсацию, то «Нафтогаз» оставляет за собой право обращаться в национальные суды и требовать ареста имущества «Газпрома». Такие решения, как правило, национальными судами принимаются довольно быстро, в течение нескольких месяцев.
Однако Украина не может не понимать, что арест имущества «Газпрома» за рубежом приведет к существенной эскалации конфликта и будет нежелательным для ЕС. В интересах обеих сторон, а также Евросоюза найти решение, позволяющее избежать необходимости проводить такие аресты.
Если предположить, что строительство «Северного потока-2» будет реализовано, то оптимальный сценарий для «Газпрома» мог бы выглядеть следующим образом: Еврокомиссия перестает сопротивляться строительству нового газопровода и одновременно получает гарантии, что через Украину будет прокачиваться не менее 30-40 млрд кубометров газа в год. Эти объемы должны быть зафиксированы в новом долгосрочном договоре между Россией и Украиной, при этом Евросоюз может выступить гарантом его выполнения. Что касается 2,6 млрд долл. штрафа, то «Газпрому», вероятно, придется их выплачивать, но в пакете с предоставлением для «Северного потока -2» соответствующих разрешений.
В то же время, подобное развитие событий маловероятно, учитывая политическую заангажированность газовых проблем в Украине. Украина крайне неохотно будет идти на любые уступки с учетом скорого начала предвыборной кампании: в марте 2019 г. в стране пройдут президентские, а в октябре — парламентские выборы. Любые решения по газовому вопросу могут либо добавить, либо отнять политические очки у действующей власти.