И IPO, и ICO, представляют интерес прежде всего для людей, которые интересуются инвестициями. На данный момент самое большое различие между ними заключается в том, что порог входа в IPO значительно выше, чем в ICO, то есть в нем тяжелее принять участие, сложнее решить юридические вопросы. При этом в ICO есть свои нюансы, о которых многие не догадываются.
IPO
IPO – Initial Public Offering, первичное размещение акций на бирже. Простыми словами – продажа ценных бумаг какой-то компании всем желающим.
IPO совершается уже существующими компаниями для привлечения инвесторов в определённый проект. Для таких компаний IPO - способ стать открытыми компаниями, если до этого они были частными предприятиями. Они открывают счета, предоставляя подробную финансовую информацию.
IPO жёстко урегулированы комиссией по ценным бумагам (SEC), которая проверяет все данные, чтобы удостовериться, что инвестор располагает определёнными финансовыми возможностями и не использует IPO для отмывания денег. В частности, проводится политика AML (anti-money laundering - борьба с легализацией денежных средств, полученных преступным путём) и KYC (know your client - «знай своего клиента!» - действия, направленные на идентификацию человека перед проведением финансовых операций).
Сам процесс выхода на IPO достаточно непростой - компания должна иметь финансовые ресурсы и уже приносить доход. На сам процесс регистрации может уйти несколько месяцев, а иногда и лет. Для этого необходимы услуги адвокатов, банков, страховых компаний, а также согласование с регулирующими комиссиями. Акции компании будут предложены на биржах, таких как New York Stock Exchange.
Покупатели акций становятся совладельцами компании, компания же получает деньги от продаж. Таким образом, инвестируя в компанию, человек приобретает в ней долю. Деньги в основном идут на расширение бизнеса.
Поэтапный процесс выхода проекта на IPO
ICO
ICO – Initial Coin Offering, первичное размещение монет. Проще говоря, это такая своеобразная, новая форма инвестирования, которая появилась благодаря возрастающей популярности криптовалют. То есть по сути, ICO – не что иное, как сбор денежных средств для какого-то проекта.
ICO – относительно новый вид краудфандинга – первое ICO было осуществлено в 2013 году. В последние годы ICO набирает популярность не только благодаря популярности криптовалют, но и из-за того, что принять в нем участие легче как создателю проекта, так и инвестору.
ICO процесс более быстрый, чем IPO, но не всегда более легкий. За короткий промежуток времени необходимо решить все юридические вопросы (например, зарегистрировать компанию в той или иной юрисдикции - на данный момент наиболее привлекательной страной считается Швейцария), провести переговоры со многими инвесторами, пройти роад шоу (конференции на которых человек выступает и рассказывает про свой проект) и, самое главное, сам проект должен стоить всех этих усилий.
Для того, чтобы принять участие в IPO, необходимо быть довольно крупным инвестором. ICO же работает несколько иначе: любой человек может зайти на сайт и переслать проекту деньги.
Вот как это происходит. Стартаперы или бизнесмен придумывают какой-то проект. Это может быть что угодно – создание платформ для смарт-контрактов (Ethereum), создание платформ, выдающих кредиты под залог криптовалют ( SALT), создание платформ для хранения данных (Storj), блокчейн протоколов для казино (DAO Casino). На ранней стадии этого проекта компания выпускает свои собственные токены. Эти токены может приобрести любой пользователь, владеющий криптокошельком, а после – пользоваться ими как внутри проекта, так и на бирже. Удачным примером является Storj, которая работает следующим образом: если человек хочет сохранить какую-то информацию, он присылает ее на платформу, где эта информация делится на части, криптографически шифруется и распределяется по компьютерам, расположенным по всему миру и подключённым к этой платформе, при этом информация дублируется на разных компьютерах во избежание потери, за что пользователь платит посредством криптовалюты storjcoin. Существуют также такие платформы как COSS, в которых токен является аналогом ценной бумаги, так как часть прибыли, сгенерированной биржей, распределяется между токен-холдерами. Все вырученные посредством ICO деньги разработчики вкладывают в дальнейшее развитие проекта, рекламу и маркетинг.
В ICO очень важна сама модель токена. На данный момент существует несколько видов токенов:
- Coin (ethereum, cardano, neo, lisk ). Валюты, которые поддерживают сам протокол.
- Utility token. Самый слабый вид токена. Используется как отплатный токен - токен, которым можно только оплачивать ту или иную услугу (siacoin, voxels, lbc). Слабость его заключается в том, что при выходе аналогичного проекта, который будет принимать в оплату такие монеты как dash, Etereum, Bitcoin, Monero, этот проект без проблем обойдёт любой другой за счёт огромного количества монет, перечисленных выше.
- Equity token. Токен-акция (the dao) - токен, который является частью компании.
При инвестировании и выборе между IPO и ICO важна именно компания, в которую вы собираетесь инвестировать. При этом следует помнить, что для инвестора, который хочет поучаствовать в IPO, трудности представляют не только высокий порог входа, но и сложности в поисках брокера. В ICO же первоначальная сумма инвестиций может равняться и 10 долларам США, однако следует знать, что в данный момент рынок перенасыщен предложениями, которые представляют из себя скам (мошенничество) - проекты, созданные с целью собрать деньги и скрыться; проекты, которые сулят золотые горы, но в реальности представляют собой схему Понци (деньги предыдущему возвращаются посредством следующего).
Количество долларов СШA инвестированных в ICO в 2017 году согласно данным TokenData.