Почему растут цены на бензин?
Основная причина в том, что стоимость нефти в мире продолжает расти. Мы видим волнения в Иране, очевидно, что этот фактор влияет. К тому же, если смотреть на финансовые показатели украинских сетей АЗС, они придерживали отпускные цены осенью и зимой в надежде на улучшение ситуации. То есть цены росли, но меньшими темпами, чем это диктовали закупочные цены. В итоге наценки не достигли каких-тот удовлетворительных величин. Октябрь-ноябрь 2017 года (за декабрь данных пока нет) многие сети сработали в ноль или с небольшим плюсом. Так что недавнее подорожание — это еще и реакция рынка, который решил привести цены в соответствие с экономической реальностью.
Автомобилисты привыкли, что литр А-95 примерно стоит около доллара. Но курс гривны к доллару сегодня около 28 к одному, а литр 95-го уже на некоторых заправках перешагнул отметку 31 грн.
Цена бензина в первую очередь зависит от цен на нефть, а не от курса. Но растут и нефть, и курс. Плюс по
Если экономика не пляшет, то она не пляшет у всех. Поэтому я думаю, что подорожание топлива на отдельных АЗС — это начало очередного витка роста цен по всему рынку.
Вы имеете ввиду WOG и ОККО?
Да, пока что я вижу только две сети. Поддержат ли остальные — пока непонятно. Я помню, что когда они перешагнули за 30 в конце декабря, то не весь рынок поддержал это повышение. Кто-то нашел силы и возможности удержать цену. Но как показывает практика, чудес не бывает.
Если экономика не пляшет, то она не пляшет у всех. Поэтому я думаю, что подорожание топлива на отдельных АЗС — это начало очередного витка роста цен по всему рынку.
В конце года Антимонопольный комитет заявил, что расследует сговор на рынке автомобильного топлива. Есть какие-то основания полагать, что рост цен связан с этим? Или это просто попытка властей получить политические баллы?
Сложно сказать. АМКУ в самом деле заявил, что расследует согласованные действия WOG и ОККО. Я не специалист в области антимонопольного законодательства, но на две эти сети приходится порядка 15-17% национального рынка. В некоторых регионах они вообще очень слабо представлены.
Могут ли цены снова просесть до 27-28 гривен за литр А-95 или это маловероятно?
Насколько знаю прогнозы по ценам на нефть, никто особого снижения не ждет. Аналитики ждут как минимум фиксации, а то и роста. Потому что было продлено соглашение «ОПЕК плюс», согласно которому нефтедобывающие страны продолжают удерживать добычу на низком уровне. Поэтому снижения неоткуда ждать. И самая главная интрига — это, конечно, курс. Потому что обвал гривны в декабре был для многих сюрпризом. Обычно перед Новым годом, наоборот, гривна укрепляется. Это связывали с тем, что люди тратят деньги перед праздниками, несут заначки в обменники — курс укрепляется. А затем в конце января — в феврале гривна начинала снова планировать, сползать. Так вот интересно, что будет в этом году, если гривна начала сползать уже в декабре.
Никаких новых налогов не вводилось с января, насколько я понимаю?
Нет-нет, по топливу ничего не было. Поэтому смотрим на нефть и смотрим на курс. Для топлива каждые 10 копеек изменения курса — это 8 копеек изменения цены на стелле АЗС через неделю. Поэтому прогноз сложно строить.
Я думаю, что стоимость литра А-95 будет сохраняться в районе 1 евро, литра дизтоплива — в районе 90-95 евроцентов.
Газ остается сравнительно очень дешевым топливом из-за налогового перекоса — налог на газ очень низкий. Поэтому газ сегодня стоит до 40% стоимости бензина, по 12,5-13 гривен за литр на колонках. Так что газ — это очень выгодно, люди будут продолжать ставить газобалонное оборудование.
Как реагируют автомобилисты на рост цен на бензин? Стали меньше ездить?
Наоборот, по данным за январь-ноябрь 2017 года весь рынок моторных топлив вышел на докризисный уровень 2013 года. То есть люди покупают топлива столько же, сколько и до кризиса. То есть меньше ездить не стали.
Другое дело, что порядка 30% рынка бензина превратилось в такое же количество рынка сжиженного газа, то есть более дешевого топлива.
То есть потребитель не стал меньше ездить — он стал потреблять более дешевое топливо. Поэтому в сумме потребление моторных топлив вышло на докризисный уровень, но доли перераспределились.
Дизельное топливо вообще в основном топливо промышленности. Промышленность отказаться от закупки дизтоплива не может. А частный транспорт смог перестроиться. Конечно, никто в ладоши по поводу роста цен не хлопает, но видно, что есть оживление в экономике определенное, что у людей становится больше денег.
А электромобили вообще заметны?
Визуально электроавтомобили заметны, особенно интересно, как повлияет на рынок отмена ряда налогов на электроавто в этом году. В целом это уже очень заметная группа автомобилистов. Я был в прошлом году в Испании, в Португалии, в Швеции — такого количества электроавтомобилей я там не видел. Хотя Скандинавия считается регионом, где большое внимание уделяется чистым технологиям. Но за все время там я видел буквально несколько Tesla, тогда как у нас эти Nissan Leaf есть почти в каждом дворе. Я обращаю внимание на электромобили и на развитие инфраструктуры. Буквально вчера на стоянке Billa, где я покупал продукты, появилась электрозарядка. То есть электромобилей в Киеве намного больше, чем в Стокгольме.
PS Если вы эксперт топливного рынка или сотрудник сети АЗС и хотите высказать свое мнение о причинах роста цен на бензин, пишите в facebook Андрею Яницкому.