Быстрорастущий рынок
Рынок автогаза - один из самых конкурентных в Украине, говорит Артем Куюн, замдиректора ООО "Консалтинговая группа А-95".
"На крупнейшего владельца ресурса приходится всего 12% рынка (группа компаний "Приват"). В тройке также "БРСМ-Нафта" (9%, практически весь объем реализуют через свою сеть АЗС) и "Надежда" (Полтава, 7%, один из крупнейший оптовых трейдеров). Далее следуют "Пропан-Трейд" (Харьков), "УПК-Европлюс", "Агентство инвестиционного менеджмента", "Авантаж 7" и "Вог-Трейдинг" (все - Киев). У каждого из них – около 5% рынка. Замыкает десятку "Барс 2000", оператор крупнейшей сети нелегальных газовых заправок в Киеве", - перечисляет Куюн.
Примерно такой же список компаний - лидеров рынка LB.ua назвали в пресс-службе сети автозаправок AMIC Украина. К сожалению, сети WOG и Shell не стали комментировать ситуацию на рынке автогаза.
С тезисом о высокой конкуренции не согласен Геннадий Рябцев, директор спецпроектов научно-технического центра "Психея". По его словам, компании группы "Приват" имеют куда больший вес на рынке автогаза: "Проблема этого рынка - это его фактическая монополизация несколькими компаниями, связываемыми с финансово-промышленной группой "Приват". Но озвучить конкретные данные эксперт затруднился, сославшись на непрозрачность рынка автогаза. По его словам, до трети всего автогаза на рынке продается нелегально без учета и без уплаты каких бы то ни было налогов и сборов. Геннадий Рябцев предлагает искать неучтенные объемы газа на украинских предприятиях "Укргаздобыча" и "Укрнафта".
Но если по поводу конкуренции на рынке есть разные мнения, то по поводу темпов роста рынка споров нет. Все опрошенные эксперты говорят, что рынок автогаза в Украине растет большими темпами. Артем Куюн озвучивает такие цифры: "Всего за 7 месяцев в Украине было потреблено около 800 тысяч тонн сжиженного углеводородного газа, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2015 года. За весь 2015 год было потреблено 1116 тысяч тонн, в 2014 – 967 тысяч тонн".
"Повышение цен на нефтепродукты привело к взрывному росту спроса на сжиженный нефтяной газ, который стоит по меньшей мере в два раза дешевле бензина. И, второе, - это сокращение собственного производства газа", - поясняет Геннадий Рябцев. По его оценке, доля газа на рынке автотоплива уже превысила 15%.
Рост спроса на автогаз - это первая причина роста цен.
"Рынок газа развивается быстрее, чем его производство. Соответственно, сырья не хватает, что привело к дефициту и последующему росту цен", - комментирует Игорь Чернявский, финансовый директор столичной сети автозаправочных комплексов KLO.
Проблемы с импортом
"В июле-августе рынок ощущал устойчивый дефицит газа из-за сокращения поставок ресурса из России (главным образом) и Беларуси. В РФ вышел из строя одних из крупнейших производителей сырья для сжиженного газа - Локосовский ГПЗ, что повлекло за собой снижение выпуска сжиженного углеводородного газа на ряде российских НПЗ, а также на Белорусском ГПЗ "Белоруснефти". Еще один фактор – значительный рост потребления внутри РФ, который дополнительно сократил экспортные объемы. Кроме того, поставки нефти из РФ в адрес белорусских НПЗ на III квартал были урезаны на 40%. Все это привело к росту цен в Украине, а следом – и во всей Восточной Европе", - поясняет Артем Куюн. О проблемах с импортом говорят и в сети AMIC Украина.
Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью
Геннадий Рябцев также отмечает проблемы с поставками газа из-за рубежа, но говорит, что легальные игроки могли бы загодя запастись газом, если бы рынок был более цивилизованным. Сейчас же делать запасы легальным игрокам сложно, поскольку из-за нелегальных игроков прогнозировать ситуацию на рынке нельзя. Более того, легальные продавцы проигрывают нелегалам, поскольку те не платят налоги и сборы и продают смеси сомнительного качества через сети нелегальных газовых заправок.
Проблемы с качеством
Обычно для заправки авто используют газовую смесь пропана и бутана в разных пропорциях. При этом, говорит Геннадий Рябцев из "Психеи", никто не может гарантировать, что газовая смесь будет качественной, поскольку рынок автогаза развивается, по его мнению, безконтрольно.
"Практически все операторы закупают газ у одних и тех же производителей. Безусловно, нюансы с качеством есть, однако они в своем большинстве вызваны условиями хранения и реализации газа", - возражает Артем Куюн из "Консалтинговой группы А-95".
"Сжиженный углеводородный газ импортного производства, как правило, более качественный", - добавляют в пресс-службе сети AMIC Украина.
На качество газовых смесей влияет и нехватка его отдельных компонентов.
"Газовые смеси изготавливаются в пропорции 50/50, 60/40, 40/60 – в зависимости от сезона: летом нужно больше бутана, зимой больше пропана. В связи с тем, что с начала 2016 года Украина ввела акциз на бутан на уровне моторного бензина – 228 евро/т, на рынке возросло количество пропана, акциз на который существенно ниже. Бутанов при этом не хватает. Но многие игроки рынка сохранили термконтракты на пропан и изготавливают смеси, в которых его содержание доходит даже до 90%. Это плохо, поскольку на такой смеси автомобиль едет хорошо, но проезжает меньше", - поясняет Игорь Чернявский, финдиректор столичной сети АЗК KLO.
Что будет с ценами дальше
Владельцам авто с газовым оборудованием можно порадоваться - эксперты ожидают снижения цен на газ для авто осенью и зимой.
"Цены могут упасть до 9,5-10 грн/л на фоне сезонного снижения спроса на газ, которое традиционно происходит к концу сентября", - говорит Артем Куюн.
"Цены могут снизиться на 1-1,5 грн/л, - вторят ему в пресс-службе АЗС AMIC Украина. - Это связано как с сезонным снижением потребления, которое традиционно происходит к концу сентября, так и со стабильным наполнением рынка ресурсом. Возобновление полноценной работы российских и белорусских производителей ожидается лишь к концу года. В этом случае можно ожидать дополнительного снижения стоимости в Украине".
О падении оптовых цен на газ говорит и Игорь Чернявский из сети KLO.
Однако у этого прогноза есть риски.
"Многое также будет зависеть от курса нацвалюты – падение гривны не раз нивелировало снижение оптовых цен", - говорит Артем Куюн.
Другой риск связан с дефицитом конкуренции на рынке, считает Геннадий Рябцев. "Нецивилизованная конкуренция присутствует. Следовательно, компании не будут планировать развитие своего бизнеса, а будут стараться урвать как можно больше. Летом розничная наценка даже у легальных производителей была 50%, а у нелегалов могла быть в несколько раз выше". По его мнению, без наведения порядка на рынке автогаза на нем не будет и реальной конкуренции, а без конкуренции ждать низких цен на газ для авто нет смысла.
**
PS
Если вы специалист рынка автогаза и хотите дополнить этот материал или указать на неточность, пишите прямо на мой электронный ящик [email protected] или в facebook. Материал будет дополняться.