ГлавнаяЭкономикаГосударство

Как пережить эту зиму и все следующие

Тарифы - одна из самых горячих тем в этом году. Первые с начала отопительного сезона платежки по новым тарифам напомнили тем, кто забыл, о нынешнем повышении тарифов на газ и электричество. Также об этом не устают напоминать и некоторые политики, использовавшие тему цен на коммуналку в кампании к местным выборам (несмотря на то, что местные власти мало могут на это повлиять) и даже попытались организовать "тарифный майдан".

Фото: kvitanciii.ru

Предвыборные политические манипуляции - это отвратительно, но проблема неподъемных цен реальная: максимальный размер тарифа на природный газ для населения вырос в 5,5 раз, до 7188 грн за тысячу куб.м. Особенно трудно будет в эту зиму, пока экономика "на дне" и зарплаты не начали повышаться. Почему тарифы так резко выросли и что с этим делать? Давайте разберемся.

Тарифный шок

Сохранить низкие цены на газ, к сожалению, было невозможно. Да, Украина добывает собственный газ, но его не хватает для покрытия потребностей населения. В 2015 году страна планирует добыть 19,5 млрд куб газа, из них 16,2 млрд — государственными компаниями, которые обязаны сдавать газ по низкой цене. При этом украинцы в этом году напрямую используют 14 млрд кубов и еще 6,8 млрд нужно теплокоммунэнерго и ТЭЦ, которые обеспечивают квартиры отоплением. То есть более миллиарда куб.м. газа для населения взять просто неоткуда, кроме как импортировать. И это еще не учитывая, что часть газа добывается частными компаниями, которые не обязаны соглашаться на низкую цену. Да и госпредприятия не рады, когда их газ продается слишком дешево: они нуждаются в инвестициях, чтобы разрабатывать новые месторождения. Если инвестиций не будет, то количество газа, добытого в Украине, будет и дальше сокращаться из года в год.

Кроме того, экономисты считают, что субсидированные цены на энергию ведут к ее неэффективному использованию и коррупции. Когда население получает газ по низкому тарифу, а промышленность — по высокому, "коммерческому" тарифу, злоупотребления неизбежны. До недавнего снижения норм потребления газа в многоквартирных домах облгазы дешево получали газ в больших объемах, чем им было нужно, и продавали остаток предприятиям по рыночной стоимости. Кроме того, при низких ценах у людей не формируется привычка экономить. В течение 2005-2014 гг. промышленность сократила потребление газа на 55%, а население — только на 12%. Высокие цены могут заставить нас задуматься об энергоэффективности, хотя без помощи государства в этом не обойтись.

Фото: www.business.ua

Субсидии бедным вместо субсидированных цен для всех

Государство обещает, что поможет украинцам пережить отопительный сезон. Одно из смягчений коснется тех, кто проживает в собственных домах и потребляет большую часть газа для населения. Для них установлена так называемая "социальная" норма на газ — 1200 куб.м. в период отопительного сезона (с октября по апрель), то есть 200 куб.м. в месяц. За объем, не превышающий эту норму, семья будет платить по сниженной вдвое цене — 3600 грн за тысячу куб.м. Иными словами, если дом использовал 3000 куб.м. газа за 6 месяцев, то 1200 из них будут стоить 4320 грн, а последующие 1800 уже почти 13 тысяч грн.

Но и это не все. Для хозяйств с низким доходом предусмотрена возможность оформить субсидию. Учитывая, насколько выросли тарифы и при этом одновременно упали реальные зарплаты населения, оформление субсидии сделали простым, насколько это вообще можно было сделать в рамках украинской бюрократии. Надо подать только заявление и декларацию о доходах. Социальные службы смотрят на доход семьи в пересчете на одного человека и назначают субсидию в соответствии с специально разработанной формулой. Претендовать на субсидию можна в том случае, если размер платежки превышает 15% от дохода семьи. Субсидию назначают на 12 месяцев, не проверяя достоверность доходов (хотя впоследствии проверки возможны).

Министр соцполитики Павел Розенко утверждает, что к началу отопительного сезона субсидии успели оформить более 3 миллионов семей. Прогнозируется, что в целом в программе примет участие 4,5 миллиона семей. В бюджете запланировано потратить 25 миллиарда гривен на субсидии, а в проекте на 2016 год заложат 43 миллиарда. Таким образом, хоть субсидированные государством цены исчезли, но расходы на субсидии государство будет нести, судя по всему, еще долго.

Решение: энергоэффективность

Низкие цены на энергию и коммунальные услуги в девяностые годы были характерны для всей Восточной Европы. Но страны, которые с тех пор вступили в ЕС, уже тогда поняли риски субсидирования тарифов и избавились от заниженных цен. Вместо этого людям предложили использовать энергию более эффективно и таким образом привести свои затраты на жилищно-коммунальные услуги к приемлемому уровню.

В Польше в 1999 году начал действовать Фонд термомодернизации и ремонтов. Его задачей было (и остается, так как Фонд еще действует) финансово способствовать инвестициям в модернизацию домов, энергоэффективным системам отопления и переходу на возобновляемые источники энергии. Владельцы домов, жилищные кооперативы или ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов) могут получить кредит, часть которого - до 25% - оплачивает Фонд. Госкомпенсация зависит от качества проведенной модернизации: энергоаудит должен подтвердить, что экономия энергии составляет не менее 10% по сравнению с предыдущим аудитом. В 1999-2010 гг. Фонд профинансировал 20 тысяч проектов на общую сумму более 1,6 млрд евро. Конечно, модернизация нужна прежде всего старым домам. Для новых домов польское правительство приняло новые нормативные требования по энергоэффективности, которые начали действовать с 2008 г. Частично благодаря этой программе энергоемкость польской экономики - количество энергии, затраченной на один доллар валового внутреннего продукта - за 1990-2010 гг. сократилась более чем вдвое. Украинская экономика показала лишь незначительное сокращение и до сих пор имеет показатели хуже, чем Польша имела в 1990 году. Неудивительно, что наша экономика сейчас является наиболее энергозатратной в Европе.

Фото: Владимир Марус

Хотя польская программа считается успешной, в ней тоже есть свои проблемы - Фонду не хватает средств, чтобы удовлетворить все заявки, поступающие им, к тому же далеко не все жилые объединения могут себе позволить покрыть 75% расходов на дорогие модернизационные работы. Эту проблему попытались решить в Чехии, где государство компенсирует 30-60% стоимости, опять же в зависимости от того, насколько более экономным стал обновленный дом.

В Украине есть утвержденная еще во времена Януковича программа кредитования, согласно которой государство компенсирует до 40% стоимости работ по модернизации домов. Но в программе установлен максимальный лимит для компенсации (10-15 тысяч грн. на одну квартиру), тогда как стоимость работ намного выше. Так что владельцам домов придется отдать гораздо больше, чем 60% из собственного кармана. Повышение тарифов в этом году сделало программу более выгодной и государство отчитывается о громадном увеличении спроса, но для подавляющего большинства украинцев такое энергосбережение остается слишком дорогим. Особенно если учитывать, что благодаря инфляции и девальвации гривны по кредиту теперь нужно платить от 23% годовых (в Польше ставка составляла 6-8%).

Так или иначе, а "утепляться" и становиться более экономными нужно. Позорное последнее место в Европе по энергоэффективности должно стимулировать нас активнее работать в этом направлении. Иначе мы и дальше будем платить высокие цены или тратить миллиарды гривен из госбюджета на субсидии. Экономия энергии - это не только европейские стандарты и уменьшение вреда для окружающей среды, но и сокращение зависимости от импорта газа из других стран, а также создание новых рабочих мест в экономике. Если мы будем инвестировать в будущее, вкладываться в развитие, то гораздо эффективнее уменьшим цифры в платежках, чем если купимся на популистские обещания политиков.

Любов Акуленко Любов Акуленко , координатор інформаційної кампанії "Сильніші разом"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter