Курс гривны к доллару США на межбанковском рынке в начале января немного превышал 8,2 грн/доллар. К концу месяца соотношение было уже 8,6 грн/доллар, несмотря на попытки НБУ сдерживать его рост. Эти попытки обошлись Нацбанку примерно в $1,5 млрд.
В первую неделю февраля развитие событий ускорилось. В среду торги закрылись на уровне 9 грн/доллар, а в течение дня курс доходил до отметки 9,5. В четверг, впрочем, курс несколько снизился и закрылся на 8,8.
В ответ на непривычно сильные для украинского валютного рынка колебания, Нацбанк принял постановление №49 (скачать в pdf). Этот документ временно, как заверяет сам НБУ, вводит дополнительные ограничения на свободное движение капитала. Нацбанк также установил официальный курс на уровне 8,7 гривен за доллар.
Директор гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова сообщила, что НБУ переходит к гибкому курсообразованию на валютном рынке, и теперь официальный курс гривны к доллару будет устанавливаться на основании среднерыночного межбанковского курса.
В пятницу курс снизился почти до 8,5 гривен за доллар.
Капитальные ограничения
Постановление НБУ №49 состоит из шести пунктов, два последних имеют технический характер - объявляют дату вступления постановления в силу и возлагают контроль за его выполнением на главу НБУ.
Первым пунктом НБУ обязуется, в случае необходимости, расширить объёмы поддержки ликвидности банков, выполняя тем самым свою роль кредитора последней инстанции. Вторым пунктом снижается до нуля ставка резервирования по договорам по привлечению банками валютных средств от нерезидентов, чтобы облегчить поступления валюты в Украину. Обе эти меры призваны помочь банкам избежать проблем с ликвидностью - оттока денег со счетов, невозможности привлечь финансирование и тому подобных явлений кризисного характера.
Третий пункт постановления заставляет банки обеспечить бесперебойность и надежность выдачи наличных денег населению и проведения кассовых операций, а также информировать Нацбанк о пиковых нагрузках на кассы и банкоматы.
Ключевым пунктом, однако, является четвёртый. В нём НБУ вводит ряд ограничений на операции банков, а именно:
- разрешает использовать средства, поступающие на текущие счета клиентов банков, лишь на следующих день после их поступления;
- временно запрещает покупку иностранной валюты на межбанке для досрочного погашения резидентами валютных кредитов перед нерезидентами, покрытия части страховых резервов страховщиками и осуществления резидентами инвестиций за границу;
- ограничивает покупку валюты банками для обеспечения валютных переводов физлиц за границу суммой в 50 тысяч гривен, за исключением ряда случаев, типа лечения и платы за обучение;
- заставляет банки держать гривну, полученную от юрлиц и физлиц-предпринимателей для покупки инвалюты, в течение 6 дней перед тем, как проводить такие операции.
Ограничения призваны усложнить покупку валюты и ограничить скорость оборота денег в финансовой системе. Подобные ограничения, в той или иной форме, применялись во многих странах, испытывавших валютные кризисы, включая и Украину в 2008 году.
Как краткосрочные меры по гашению ажиотажа они, как правило, эффективны. Вероятно, если НБУ не столкнется с еще более мощным скачком спроса на валюту, эти меры сработают. Впрочем, вездесущая коррупция, характерная для нынешнего украинского госаппарата, наверняка проявится и здесь. Возможно, для "особо приближённых" к контролирующей НБУ группе власть имущих ограничения на валютные операции на практике будут действовать гораздо мягче, а то и не действовать вообще.
Плавающий курс валюты
Более важным, с долгосрочной точки зрения, является заявление о переходу к плавающему курсу валюты.
Гибкое курсообразование - одно из условий получения кредита МВФ, после введения которого камнем преткновения между Украиной и Фондом останутся лишь цены на газ.
Впрочем, плавающий курс полезен - и даже необходим - для Украины в первую очередь как способ разрешения хронических внешнеэкономических дисбалансов, которые создавал НБУ, удерживая фиксированный курс валюты.
С 2011 года из-за замедления экономики Китая и снижения цен на металлургическую продукцию, составлявшего тогда почти половину украинского экспорта, международная конкурентоспособность украинской экономики ухудшалась. Девальвация была бы естественным и нормальным способом ее восстановления, однако НБУ, под руководством нынешнего и.о. премьер-министра Сергея Арбузова, пытался всеми силами удерживать гривну, тормозя тем самым экономический рост в стране и растрачивая (как теперь выяснилось - совершенно впустую) золотовалютные резервы Нацбанка.
В случае, если Нацбанк действительно решится пойти на гибкое курсообразование, такой проблемы Украина более не испытает. К сожалению, несмотря на заявление Щербаковой, говорить об этом рано. Страх потери контроля (во многом, иллюзорного) над рыночной стихией и склонность руководства НБУ к командно-административному стилю работы будут мешать переходу к свободному курсообразованию. Уверенно сказать, что валютная политика Украины изменилась, можно будет лишь по прошествии нескольких месяцев в условиях полноценного плавающего курса. Возможно, это случится уже при преемниках нынешнего руководства НБУ.
Завершен ли валютный кризис
Несмотря на снижение котировок межбанка, говорить о завершении процесса девальвации, пожалуй, еще рано.
Во-первых, падение гривны происходило на фоне падения валют других развивающихся стран, вызванного сворачиванием программы покупки финансовых активов ("количественного смягчения") ФРС США. Этот процесс будет длиться ещё несколько месяцев и вполне может продолжать оказывать негативное воздействие на мировые валютные рынки.
Во-вторых, политическая ситуация в Украине остается крайне напряженной и ее обострение легко может спровоцировать новый скачок спроса на валюту и новый виток падения гривны.
Однако, если никаких катастрофических сценариев не случится и НБУ не попытается искусственно удерживать либо укреплять курс (последнее, впрочем, маловероятно), ближе к концу года Украина почувствует положительные эффекты девальвации. Главный из них - рост конкурентоспособности местных производителей, который будет стимулировать рост занятости и ВВП. Кроме того, могут снизиться процентные ставки по гривневым кредитам, так как банки перестанут закладывать в них риск падения гривны.