Другие грабли
В четверг вечером Нацбанк Украины опубликовал постановление №49 об ограничениях на валютном рынке и постановление №48 о финансовой поддержке банков. НБУ также изменил официальный курс гривны. Но – главное – пообещал менять официальный курс вслед за реальным, чего так долго от Киева требовал МВФ.
"Рынок откатился вниз и установился на уровне 8,7 грн/доллар, мы поставили курс 8,7 грн/доллар. Если будет 8,6 — мы поставим 8,6", - сказала журналистам в пятницу Елена Щербакова, директор гендепартамента денежно-кредитной политики Нацбанка. При этом она пояснила, что НБУ все равно будет выходить на валютный рынок, чтобы сглаживать пиковые колебания. Сегодня официальный курс установлен на уровне 8,5282 грн/доллар.
Такое решение Щербакова назвала "моментом истины", а советник руководителя Альфа-банка в Украине Роман Шпек – "революционным". И это на самом деле одно из самых важных решений Нацбанка последних лет.
Стабильный курс гривны был предметом гордости "бело-голубых". Резкая девальвация 2008 года убила рейтинг "оранжевых". Янукович (который, конечно, влияет на НБУ) не хотел наступать на те же грабли. Вместо этого наступал на другие.
Пока валюты других стран теряли в цене, Украина искусственно поддерживала дорогую гривну. Резервы НБУ сократились с $34,6 млрд в 2010 году до $18 млрд на начало февраля 2014 года (по оценке ICU). Украинские товары на мировом рынке становились все дороже, спрос на них падал. При этом иностранные товары для нас дешевели, и правительству приходилось вводить торговые ограничения (например, на автомобили).
Долго так продолжаться не могло, поэтому Нацбанк делал робкие попытки ослабить реальный курс гривны и в прошлом, и в позапрошлом году (см. статьи "Зачем Нацбанк позволяет гривне падать" и "Умеренная девальвация"). Но при этом НБУ не менял официального курса, и уж тем более не заявлял о переходе к гибкой гривне. Почему же Нацбанк сделал это сейчас?
Почему сейчас
Управляющий активами КУА "КИНТО" Павел Ильяшенко пишет на Facebook, что Нацбанку был нужен политический предлог для такого решения. "Им оказался бунт среднего класса", - заключает Ильяшенко.
В самом деле, и.о. премьер-министра Украины Сергей Арбузов назвал Майдан главной причиной падения гривны на межбанке. Заявление было сделано в среду на заседании Кабмина, когда о решениях НБУ еще ничего не было известно. Но на Майдан теперь можно списать и изменение официального курса, и новые валютные ограничения.
Остается вопрос: зачем Нацбанку нужна именно гибкая, а не более слабая гривна? Ведь можно было снова жестко зафиксировать курс на новом уровне, снова говорить о "стабильности".
Возможно, решение Нацбанка вызвано критическим состоянием украинской экономики. Россия пообещала Украине $15 млрд после отказа от сближения с Европой, но дала только $3 млрд в прошлом году. Второй транш так и не поступил.
"Мы, в отличие от МВФ, строго на бумаге не обозначили условий предоставления этого кредита. Но с премьером Азаровым у нас есть определенные договоренности", - признался президент России Владимир Путин в январе. По всей видимости, какие-то договоренности были нарушены.
Янукович встречался с Путиным в Сочи, чтобы уладить денежные вопросы, пишет Reuters. Информации об итогах переговоров пока что нет. Решение Нацбанка, принятое накануне, могло усилить украинскую переговорную позицию.
Можно только гадать, блефует Янукович или на самом деле рассчитывает на МВФ. В любом случае введение гибкого курса пойдет на пользу украинской экономике.
Скептики говорят, что НБУ только играет в гибкий курс и скоро вернется к фиксированной гривне. Но даже если не вернется – одного этого решения мало. Без уничтожения коррупции, без глубоких реформ в судебных и силовых органах, без выхода из политического кризиса любые решения Нацбанка бесполезны. А это уже сферы ответственности правительства и президента.
**
О том, что еще требует МВФ от Украины, читайте во второй части статьи в понедельник 10 февраля на LB.ua.