ГоловнаЕкономікаДержава

В поисках достойной зарплаты. Ч.2

В первой части статьи говорилось о внутренней миграции в Украине и о тех опасностях, которые ожидают иногородних в столице. Вторая часть посвящена заробитчанам, которые едут за границу.

Очередь в консульство Польши во Львове
Фото: www.volfoto.inf.ua
Очередь в консульство Польши во Львове

«Не так просто уехать, порвать социальные связи. Уезжают те, кто имеют родственников и знакомых - это так называемое действие миграционных сетей», - поясняет главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований (НИСИ) Елена Малиновская.

Если будет безвизовый режим с ЕС, количество трудовых мигрантов вырастет. Но пока миграционный потенциал Украины исчерпан. «Все, кто хотел уехать, – уехали», - говорит завотдела миграционных исследований Института демографии и социальных исследований Алексей Позняк.

Четвёртая волна трудовой миграции из Украины, возникшая после 1991 года, представлена сотнями тысяч заробитчан в России, Испании, Португалии, Италии, Польше, Чехии. По данным Всемирного банка сейчас за границей проживает до 6,5 млн украинцев. В прошлом году трудовые мигранты перечислили в Украину $6,5 млрд, а по данным Нацбанка Украины ещё больше - $7,5 млрд (4,5% ВВП страны).

Больше всего украинских трудовых мигрантов принимает Россия, но туда в основном едут на несколько месяцев и количество украинских мигрантов в России постепенно снижается. В страны Южной Европы, наоборот, едут надолго, иногда живут там годами, не возвращаясь в Украину, там проще получить легальный статус.

«Наименее лояльно к украинским трудовым мигрантам относятся в России – там распространены и грабежи, и невыплаты зарплат заробитчанам. Трудно также находится в Германии и Чехии», - говорит украинский социолог, руководитель общественной организации «Четвертая волна» Валерий Рябенко. Эксперт также выделяет Беларусь как новое направление трудовой миграции из Украины: «К украинским рабочим там относятся как к равным, не обманывают с зарплатой, и предоставляют более удобное жилье, чем в России».

Кризис не способствует росту трудовой миграции, часть украинских заробитчан возвращается домой

О своем опыте поиска работы прошлой зимой в Австрии, стране с наименьшим уровнем безработицы в ЕС, рассказывает 29-летний Юрий Савельев: «Мне удалось проработать упаковщиком конфет на новогодние праздники, и подрабатывать официантом. Большую часть времени я просидел без работы. Постоянной работы для мужчин в Австрии нет - на стройку без документов не устроишься.

Женщины работают уборщицами, у многих семьи в Украине, мечтают побыстрее вернуться к детям, нервничают из-за разлуки».

Несмотря на то, что первая поездка Юрия не была удачной, он хочет вернуться. 

Права украинских трудовых мигрантов за рубежом должен защитить «Закон о внешней трудовой миграции», который сейчас обсуждают в Минсоцполитики. Главный научный сотрудник НИСИ Елена Малиновская считает, что этот закон должен удержать заробитчан от полного разрыва связей с Украиной. 

Эксперт также против налогов на переводы из-за границы, так как миграция является серьезным источником поступлений для экономики. «В законе должно быть четко сказано, что такие переводы налогообложению не подлежат. Иначе они не будут идти в Украину», - говорит Малиновская.

Среди других проблем заробитчан - ограничение возможности голосовать и быть избранными на выборах, сложности с обучением детей на украинском языке и подготовкой к поступлению ребенка в украинский вуз. 

Валерий Рябенко добавляет, что помимо нового закона, Украина должна еще присоединиться к пяти международным конвенциям Международной организации труда (МОТ) и ООН, которые защищают права мигрантов. Например, конвенция 181 МОТ позволяет частным агентствам занятости защищать права украинских заробитчан за границей. Сейчас такой возможности у них нет. Также необходимо подписать двухсторонние договоры о пенсионном обеспечении с рядом стран, прежде всего, Германией, США и Канадой.

«Многие люди, которые уехали на заработки, не могут получить украинскую пенсию, проработав в Украине много лет», - поясняет Рябенко.

Алексей Позняк из института демографии добавляет, что Украина могла бы создать сеть информационных пунктов для заробитчан за границей и выделить специальных дипломатических работников, которые бы защищали мигрантов. «Не все трудовые мигранты знают, что государство обязано их защищать, даже если они находятся за границей незаконно. Это для страны пребывания они - нелегалы, а для наших посольств - граждане со всеми правами», -говорит Позняк. На семь украинских консульств в Италии приходится 200 тысяч только легальных мигрантов из Украины.

Украинские мигранты стремятся сохранить и язык, и традиции. «Но организованности еврейской, польской и армянской диаспор остается только завидовать», - считает Рябенко.

Ученые и лучшие студенты уезжают

«Утечка мозгов» - также часть четвёртой волны миграции из Украины. За 22 года независимости количество ученых в Украине сократилось в три раза (сейчас в Украине 19 тыс. научных сотрудников учреждений НАН Украины). По данным Госкомстата масштаб «утечки мозгов» в 1996-2011 годах составил 1622 ученых.

С 2008 по 2011 годы из страны выехали 153 ученых, в прошлом году (по словам Бориса Патона, президента НАН Украины) - 29.

«Ученые технических специальностей будут и дальше уезжать. Не только из-за низкой зарплаты, но и из-за отсутствия нового оборудования для научной деятельности, сужения научной среды», - говорит Алексей Позняк.

Хотя количество покидающих Украину ученых сокращается, растет количество выезжающих на обучение за пределы страны талантливых студентов и выпускников. Часть из них стремится остаться в стране обучения, сделать там карьеру, заняться научной деятельностью. Университеты Польши, Венгрии, Чехии и Болгарии, столкнувшись с проблемой массового выезда своей молодежи в Западную Европу, создают благоприятные условия для обучения украинских студентов.

Из-за кризиса спрос на рабочие руки в странах ЕС упал. Зато сохранился спрос на светлые головы. В Германию, Великобританию и Северную Европу будут все больше ехать квалифицированные специалисты, которые владеют иностранными языками. 

В Евросоюзе украинские трудовые мигранты часто чувствуют себя более защищенными, чем в Украине. Чтобы заробитчане начали возвращаться, нужно создавать человеческие условия для работы и бизнеса внутри страны. Но если страну покидают крупные иностранные компании, не справившись с бюрократическим прессом, стоит ли удивляться, что и многие украинцы хотят отправиться вслед за рубеж?

Георгій ЕрманГеоргій Ерман, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram