ГоловнаЕкономікаДержава

Кругман о жажде к золоту

Экономист Пол Кругман, лауреат премии Шведского центробанка памяти Альфреда Нобеля, разразился очередной колонкой в американской газете The New York Times. В этот раз он пишет о жажде к золоту (перевод ИноСМИ).

Недавнее снижение цен на золото, составившее 17% от пикового значения, показывает, что цена на желтый металл может как опускаться, так и подниматься. Вы можете посчитать это обстоятельство очевидным и вполне естественным, однако, как сообщила в четверг The New York Times, снижение цен стало шоком для многих мелких покупателей золота, которые воображали, что вкладывают деньги в самый безопасный из всех активов.

А это оказалось иллюзией. Одна из главных черт современной Америки заключается в том, что там во всем господствует политика. Люди, особенно на правом фланге, свои взгляды на все что угодно - от охраны окружающей среды до запрета на оружие - формируют таким образом, чтобы они соответствовали их политическим предрассудкам. Как убедительно свидетельствуют многочисленные факты, из ряда вон выходящая страсть к золоту, проявившаяся в последнее время, показывает, что такие предрассудки оказывают влияние не только на результаты выборов, но и на инвестиции.

Что я имею в виду под страстью к золоту? Не представление о том, что покупать его порой имеет смысл. Золото было очень хорошей инвестицией с начала 2000-х годов, и скорее всего, в этом нет никакого искусственного раздувания его конъюнктуры. О золоте можно говорить как об очень долгосрочной облигации, которая защищена от инфляции. А защищенные от инфляции долгосрочные облигации порой очень сильно растут в цене, отражая общее мнение о том, что вложениям в золото нет реальной альтернативы.

Нет, страсть к золоту и стремление к сохранению его денежных функций означает, что золото является уникальной ценностью в неспокойные времена. Это также означает, что все будет хорошо, если мы откажемся от Федерального резерва и вернемся к доброму старому золотому стандарту, в котором доллар привязывался к золоту. Обе формы стремления к сохранению денежных функций золота получили бурное развитие после известных событий 2008 года.

После финансового кризиса, и в значительной мере даже сейчас, многие «говорящие головы» в телевизионных деловых новостях, особенно на канале Fox, во весь голос нахваливают золото. И это не говоря уже о многочисленных рекламных объявлениях и роликах. Многих американцев удалось убедить. Согласно данным опроса института Гэллапа за 2011 год, треть респондентов заявила, что золото - это лучшая форма долгосрочных инвестиций.

В то же время огромное распространение получили призывы вернуться к золотому стандарту, причем выступают с такими призывами не только какие-то маргиналы. В предвыборной платформе республиканцев в 2012 году по сути дела прозвучало требование вернуться к золоту, а также призыв создать комиссию для «изучения возможных способов установления фиксированной стоимости доллара» (республиканцы считали это неоспоримой необходимостью). Они четко заявили о том, что для валюты предпочтительна «металлическая основа».

Поэтому финансовый кризис 2008 года привел к всплеску золотой лихорадки (правда, после 2011 года она немного поутихла). Но почему?

Исторически золото никогда не было надежным и безопасным инвестиционным инструментом. Иногда оно дает большую прибыль, как это было в конце 1970-х, а потом в период с 2001 по 2011 годы. Но после подъема 1970-х было колоссальное падение, когда реальная цена золота упала более чем на две трети.

Между тем, ближайшим эквивалентом классического золотого стандарта в современном мире является евро. Эта валюта накладывает на европейские страны примерно такие же ограничения, как и в то время, когда миром правило золото. Да, Европейский центробанк при желании может печатать деньги, но отдельные страны, как и страны с золотым стандартом, делать этого не в состоянии. И кто может назвать недавние события в этих странах примером, которому мы хотим следовать?

Так чем же мы все-таки можем обосновать современную страсть к золоту? В основном - заявлением о том, что мы пороге безудержной инфляции.

Почему так много людей находят это утверждение убедительным? Хорошо известно, как Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) пренебрежительно назвал золотой стандарт «варварским пережитком», отмечая абсурдность попыток надеть на достижения современного индустриального общества ярмо декоративного металла. Но он также признавал, что «золото стало частью консервативного аппарата, и является одним из вопросов, отношение к которому всегда будет пристрастным».

Такая ситуация сохраняется по сей день. Консервативно настроенные люди обычно выступают за золотой стандарт (и за покупку золота), поскольку их очень легко убедить в том, что безэквивалентные бумажные деньги, то есть, деньги, созданные произвольно в попытке стабилизации экономики, - это лишь часть масштабного заговора, цель которого – отобрать у них с большим трудом накопленное состояние и отдать его сами знаете кому.

Но безудержная инфляция, которая должна была неминуемо последовать за безрассудным печатанием денег, и о ближайшем наступлении которой традиционные голоса вещают вот уже четыре года, все никак не приходит. Рост цен на золото на какое-то время усилил доверие к заявлениям «золотых жуков», как порой называют сторонников золотого стандарта, хотя их прогнозы насчет всего прочего оказались неверными. Но сейчас и золото как инструмент вложения средств не оправдывает ожиданий. Так станем ли мы свидетелями того, как известные приверженцы золотого стандарта из этой армии «золотых жуков» меняют свои взгляды или, по крайней мере, теряют своих сторонников?

Я бы не стал делать на это ставку. В современной Америке, как я говорил в самом начале, во всем господствует политика. А страсть к золоту, которая вполне соответствует общим политическим предрассудкам, будет, скорее всего, процветать и дальше, какой бы ошибочной она ни была.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram