ГоловнаЕкономікаДержава

LNG-терминал: история вопроса

Пытаясь избавиться от чрезмерной газовой зависимости от России, Украина сделала важный шаг к диверсификации источников поставки энергоносителей. Старт строительства терминала по регазификации (разжижению) сжиженного газа - это вхождение в стремительно набирающий обороты рынок. В 2011 году импортерами сжиженного газа были всего лишь 25 стран мира, в ближайшем будущем их ряды могут пополнить еще минимум три десятка государств. Судя по всему, в их числе окажется и Украина. Главное, чтобы национальный проект не оказался прожектом.

Главное, чтобы проект не оказался прожектом
Фото: www.kmu.gov.ua
Главное, чтобы проект не оказался прожектом
Строительство в Украине завода по регазификации сжиженного газа - идея не новая. Разговоры о нем витают в воздухе с середины нулевых. Например, еще в начале 2006 года глава НАК "Нафтогаз Украина" Алексей Ивченко говорил о планах компании построить на черноморском побережье завод, который бы мог принимать газ из Ливии и Египта и разжижать его для подачи в газотранспортную систему Украины. Но тогда это было скорее политическим заявлением - как раз гремел первый газовый конфликт между Украиной и Россией. Однако стоимость газа для Украины осталась ниже европейской, и терминал не состоялся.

Серьезно к этому вопросу украинские власти подошли уже в 2010 году. Страна выбрала нового президента, которому, несмотря на многочисленные попытки, не удалось склонить своих российских партнеров к пересмотру газовых контрактов. Цена на импортный газ к этому времени достигла 250 долларов за тысячу кубометров и продолжала расти. В декабре 2010 года было создано госпредприятие "Национальный проект "LNG-терминал". Потенциальными поставщиками газа были заявлены все те же страны Северной Африки, а также ближневосточные государства и Азербайджан, пообещавший 5 млрд кубометров с 2017 года.

Сейчас, к концу 2012 года, цена на российский газ достигла беспрецедентных для нашей крайне зависимой от газа экономики 430 долларов. "Газпром" упрямо не видит, с какой стати делать скидку Украине. Министр Юрий Бойко говорит, что Украина готова идти в международные суды (вдохновляют успехи европейских клиентов "Газпрома"). Очевидно, что тянуть с терминалом уже некуда. Или его строить и ослаблять зависимость от России, или уступить ей, вступить в Таможенный союз и получить в качестве утешительного приза газ по 160 долларов.

Похоже, выбран первый путь. Жаль, конечно, что LNG-терминал не начали строить сделан шесть лет назад - когда в Украину верили инвесторы, а экономика была на подъеме. Сейчас инвестировать в Украину рискнет далеко не каждый, плюс с августа страна фактически находится в состоянии рецессии. Впрочем, желающие вложится в газовый сектор Украины пока еще находятся - свежи примеры Shell, Chevron и ExxonMobil, которые хотят разрабатывать недра в стране. Вот и терминалу нашли иностранного инвестора - испанскую Gas Natural SDG. Ее «дочка», компания Enagas, не понаслышке знакома со сжиженным газом. Она управляет тремя заводами по регазификации в Испании - в Барселоне, Уэльве и Картахене. Она также владеет долями в регазификаторах в Бильбао (Испания), Альтамире (Мексика) и Кинтеро (Чили). Gas Natural возглавит консорциум по строительству терминала и будет искать для него других участников.

Инфографика: Центр транспортных стратегий
Инфографика: Центр транспортных стратегий

Что же построят при помощи испанцев в Украине? Завод, который расположится в районе Южного в Одесской области, будет состоять из двух очередей. Первая - так называемый вариант FSRU - плавучая установка для хранения и регазификации максимальной мощностью 5 млрд кубометров газа в год. Она должна быть введена в эксплуатацию уже через два года. К этому времени, судя по всему, будет работать арендованное у американской компании Excelerate Energy судно, с помощью которого сжиженный газ, как ожидает Бойко, начнет поступать в Украину уже с конца следующего года. Затем должен заработать береговой терминал по приему СПГ, приспособленный для разгрузки крупных танкеров, после чего общая мощность терминала вырастет до 10 млрд кубометров газа.

Согласно проекту обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 года, в 2015 году потребность страны в импорте газа составит от 33,7 до 34,3 млрд кубометров в зависимости от развития ситуации в экономике. В 2020 году нужно будет импортировать 27,1-29,2 млрд кубов. Таким образом, на первых порах сжиженный газ может занять 15%-ную долю в импорте, затем она вырастет до 35%.

Прелесть сжиженного газа в значительно большем выборе его поставщиков по сравнению с газом, который транспортируется по трубам. Крупнейший экспортер сжиженного газа - это Катар, на который пришлась почти треть мирового рынка поставок в 2011 году. Неудивительно, что к нему обращены взоры украинского правительства. В марте эту страну посетил премьер Николай Азаров, в эту среду туда прибудет задабривать эмира сам Янукович. Гнать танкеры из Малайзии, Индонезии и Австралии, на которые приходится еще четверть мирового сжиженного газа, конечно, слишком накладно. Но вот Нигерия или Алжир с Египтом - вполне подходящие варианты. Также можно покупать газ и в Северной Америке, в первую очередь, в США, которую бум сланцевого газа снова превратил в экспортера голубого топлива. При этом потенциальными поставщиками могут стать также Азербайждан и Туркменистан, которые пока не являются экспортерами сжиженного газа. С кем ведет переговоры Украина, власти не говорят, ссылаясь на конфиденциальность.

Примерно так будет выглядеть LNG-терминал под Одессой
Фото: chandra28288.wordpress.com
Примерно так будет выглядеть LNG-терминал под Одессой

Будет ли стоить это топливо дешевле, чем российский газ? Если "Газпром" не снизит свою цену, то с большой долей вероятности, да. К примеру, Польша, также строящая СПГ-терминал, договорилась о поставках газа из Катара по цене в 340-380 долларов. По данным главы Госнацпроекта Владислава Каськива, стоимость сжиженного газа будет минимум на 20% ниже цены на российский газ, которая сейчас достигла 430 долларов.

Стоить терминал будет около 860 млн евро. Плюс к этому 131 млн евро нужно будет вложить в газовую трубу от терминала к газотранспортной системе. Согласно заявлениям властей, прямой денежный взнос Украины при это не превысит 7%, то есть около 60 млн евро. При этом в начале декабря госпредприятие "Национальный проект "LNG-терминал" намерено привлечь под госгарантии 222 млн евро для строительства терминала.

"26 ноября можно назвать днем энергетической независимости Украины", - пафосно говорит Каськив. Можно по-разному относиться как к Каськиву, так и к нынешней власти, но при ней сделано больше в плане освобождения Украины от российской газовой удавки, чем при Викторе Ющенко. Конечно, в основном это вызвано жесткой необходимостью, а не горячим желанием показать свою независимость.

Альтернативные реверсные поставки газа из Европы уже начаты. Очень важно сделать следующий шаг и построить терминал для приемки сжиженного газа. Проблема в том, что в нашей стране построить - еще не значит заставить работать. Простаивающий нефтепровод "Одесса-Броды" тому подтверждение. Остается надеяться, что СПГ-терминал не окажется таким же "сухим".

Андрій ВодянийАндрій Водяний, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram