ГоловнаЕкономікаДержава

Евро-2012: бюджеты растут, сроки сдвигаются

До Евро-2012 остался год. Вице-премьер Борис Колесников, который отвечает за подготовку к чемпионату, говорит о 80% готовности. Но по оценке объединения «Центр криминологических исследований» общая готовность находится на уровне 60-70%.

Евро-2012: бюджеты растут, сроки сдвигаются
Фото: Макс Левин

Данное утверждение основывается на ряде факторов. Берем аэропорт Борисполь. В прошлом году сроки сдачи терминала F переносились 8(!!!) раз. Когда же его сдали - выяснилось, что там пока будет работать лишь несколько авиакомпаний - для отработки технологии обслуживания пассажиров. В полную силу терминал заработал только в первом квартале этого года. С терминалом «Д», вероятнее всего, будет аналогичная ситуация.

Косвенно это уже подтверждается. Генподрядчик строительства признает: из-за коррупционных схем и бюрократии сроки сдачи терминала переносятся как минимум на конец 2011 года. Но это только сдача строительной части! Отделка и отладка оборудования займет еще 3-4 месяца. Т.е. к сентябрю 2011 года, как обещал вице-премьер Борис Колесников, терминал не сдадут.

Фото: Макс Левин

Срываются и сроки строительства аэропорта в Донецке. В прошлом году, несмотря на мощное лоббирование проекта Партией регионов, финансирование из госбюджета составило только 55% от плана. Хотя и это не мало - более 1,6 млрд. грн. Тем не менее, к 15 января, как было обещано ранее, аэропорт не сдали. Сдадут только к концу года. Смета также растет. Одна лишь диспетчерская вышка подорожала со 120 млн. грн. до почти 180 млн. грн. Про другие объекты и говорить не приходится.

Аналогичная ситуация и во Львове. Обещанного частного инвестора не нашлось и все возводится за средства госбюджета, при этом постоянно появляются все новые и новые траты. Например, при проектировании взлетно-посадочной полосы (ВПП) почему-то не учли, что подъездная дорога находится выше уровня ВПП и мешает заходу на посадку самолетов (на минуточку!), поэтому надо пару десятков миллионов грн. на «опускание» дороги. Чем думали проектировщики, и кто за это ответит?

Во Львове всплывают и откровенно пикантные факты при строительстве. Оказывается, ряд объектов в аэропорту и в его округе возводятся за счет некого кредита. Кто его дал, под какие проценты, когда проводился тендер по отбору кредиторов - ответа на эти вопросы пока нет.

Фото: Макс Левин

Относительно нормальная ситуация в Харькове. Терминал в Харькове сдали еще в прошлом году благодаря заботам Александра Ярославского. Правда рентабельность проекта сомнительна - пассажиропоток в аэропорту пока очень низкий. А совсем недавно выяснилось, что обещанная очередь из иностранных компаний так и не выстроилась. Более того, чешский национальный перевозчик без объяснения причин так и не начал полеты в Харьков.

С дорогами ситуация также не ахти. В прошлом году предполагалось выделить на эту сферу почти 20 млрд. грн. По итогам года в «Укравтодоре» называли разные цифры, но они не превышали 10-12 млрд. грн., из которых около половины ушли на погашение «старых» кредитов. Данное безобразие чиновники пытались закамуфлировать заявлениями о том, что в 2010 году «было построено около тысячи километров новых дорог, а в следующем не менее полутора», чего при предыдущем правительстве не наблюдалось. На самом деле «новых» дорог как раз построено почти и не было, речь идет о реконструкции и капитальном ремонте существующих.

Фото: Макс Левин

В этом году ситуация еще сложнее. 20 млрд. грн. уже не обещают. Правительство Азарова говорит о необходимости сконцентрироваться на наиболее проблемных участках и уложится в 10-12 млрд. грн. Правда, и на этот раз в сумму входят уже 5-7 млрд. грн. возврата кредитов. В такой ситуации местные власти стали именовать любые свои траты подготовкой к Евро-2012 - так легче обосновать причину необоснованно завышенных бюджетов.

Странная ситуация с коммунальным транспортом. В прошлом году всем городам пообещали по150-300 автобусов и троллейбусов преимущественно львовской сборки. На деле же пока закупки исчисляются единицами и сопровождаются скандалами. В Киеве, например, из десяти поставленных автобусов три сразу же оказались непригодными к эксплуатации из-за всевозможных конструкционных недостатков. Оставшиеся семь имеют целый список претензий. Достаточно назвать такой факт: львовские умельцы таким образом смонтировали двигатель на автобусе, что при замене масла его надо демонтировать. Над этой проблемой в «Киевпасстрансе» сейчас ломают головы лучшие специалисты. Если и другие автобусы будут такого же качества, то к Евро-2012 они вряд ли доживут.

Вячеслав КоноваловВячеслав Коновалов, эксперт общественной кампании "Евро-Патруль"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram