"Укрзализныця", как водится, пообещала пустить несколько дополнительных поездов, а на Южном вокзале в Харькове выстроились "километровые" очереди. Но, несмотря на всевозможные ухищрения – предрассветные забеги в кассы и сервисные центры, просчитывание дат снятия брони, ежеминутные проверки наличия билетов через Интернет и шаманские пляски с бубнами – купить вожделенный проездной документ удастся далеко не всем желающим. Через полчаса после начала продаж билеты каким-то чудесным образом исчезли.
Билет если есть, то его сразу нет…
В кассах развели руками. "В прошлом году проводили эксперимент: засекали, за сколько раскупят билеты в Крым на майские праздники. Допустим, сегодня, за 45 дней появляются билеты на конец апреля. Кассы открываются в 8:00, а в 8:35 билетов уже нет. Сегодня та же история – в 10 часов люди уже не могли купить билеты", - рассказала кассир Людмила. По ее словам, перекупщики скупают билеты "пачками".
Начальник пресс-центра ЮЖД Лилия Двоскина сообщила Lb.ua, что борьба со спекулянтами не входит в компетенцию железной дороги, однако согласно пункту 2.37 Правил перевозки пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом Украины "одно лицо имеет право приобрести за одно обращение в кассу до 9 билетов включительно вне зависимости от направления".
Также заказать билеты можно и через Интернет. Двоскина рассказала, что на сайте ЮЖД можно их только забронировать, а выкупать надо в кассе. В то же время, на сайте "Укрзализныци" есть услуга по заказу и оплате проездных документов через Интернет. Двоскина уточнила, что количество билетов, которые можно заказать на сайте ЮЖД, ограничено – один человек единовременно может сделать два заказа по 4 билета каждый. При покупке через электронный сайт "Укрзализныци", их число, выданное на руки одному пассажиру, "вроде бы, не ограничено".
Подливает масло в огонь и увеличение потока пассажиров на юг с 2009 года. По её словам, в летний период 2010 года по сравнению с 2009-м он вырос в южном (Херсон, Одесса) и крымском направлениях на 5% и 7% соответственно. Что касается мая прошлого года, то по сравнению с 2009-м пассажиропоток увеличился на 16% в южном направлении и 13% - в крымском.
Двоскина напомнила, что в прошлом году МВД при поддержке железнодорожников инициировало рассмотрение вопроса о введении именных билетов, однако в СМИ появилась информация о том, что "нововведение" нарушает права человека на свободное перемещение и частную жизнь. Она отметила, что этот вопрос находится вне компетенции железной дороги. "Это решается в Киеве, не в Харькове, не на уровне Южной железной дороги", - сказала она.
Проблемы с продажей проездных документов и комфортабельностью поездок растут, как снежный ком. Если год назад на юг можно было уехать даже в разгар сезона не то чтобы без проблем, но со значительно меньшим их количеством, то уже зимой купить билет, например, в Симферополь – задача не из легких. Отстояв очередь, ты в лучшем случае получаешь верхнее место у туалета, и только в поезде с удивлением понимаешь, что вагон твой практически пуст. Любопытно, что на поезда во всех других направлениях, за исключением еще Киева и Львова, билеты из Харькова есть всегда, и уехать из Крыма – не проблема в любое время года. Это можно легко проверить на сайте ЮЖД. Кроме того, после отмены именных билетов в 2007 году почему-то остался возврат проездных документов только по паспортам и за вычетом до 30% от их стоимости, что тоже не умиротворяет граждан.
Получить комментарий линейного управления милиции на ЮЖД Lb.ua не удалось - на момент публикации материала ответа на официальный запрос не было.
По словам источника на железной дороге, сейчас бороться с перекупщиками просто невозможно, "потому что понятия спекулянт уже нет, есть – предприниматель". Источник отметил, что, лицензии на торговлю билетами Южная железная дорога не выдает, но некоторые "бизнесмены" заявляли, что получили их в налоговой инспекции. Однако в Харьковской областной налоговой сообщили, что следят лишь за лицензированием алкогольной и табачной продукции, а разрешения на другие виды предпринимательской деятельности выдают профильные министерства. Какие именно - не уточнили. Получается, торговля семечками урегулирована больше, чем "вокзальный" бизнес.
Напугай клиента до смерти
Для снижения активности перекупщиков, по мнению старшего преподавателя кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства Артема Сосипатрова, "нужно не изобретать велосипед, а шире использовать зарубежный опыт", когда любой человек может забронировать и/или купить билет через Интернет". "Благодаря этому процесс продаж становится "прозрачнее". При этом билет выписывается, конечно, на определенную фамилию и имя, но здесь нет смысла опасаться нарушения прав человека, ведь авиабилеты везде в мире тоже именные, - в обществах по этому вопросу достигнуто согласие", - говорит Сосипатров.
Действительно, в декабре 2009 года "Укрзализныця" создала Е-квыток (www.e-kvytok.com.ua). Но, по сути, он электронным билетом не является, а лишь дает возможность забронировать место. И то со значительными трудностями. Во-первых, оплатить заказ можно либо платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), либо международной картой VISA, MasterCard. Оплата проходит через одно (подконтрольное "Укрзализныце") финансовое учреждение – "Экспресс-Банк". Комиссия, от 5 до 105 гривень за билет идет далеко не на развитие украинских железных дорог, а в банк. Во-вторых, заказ долго обрабатывается. Недавно появился сервис онлайн-оплаты, но только на несколько поездов.
Возникает вопрос – зачем убыточному по пассажирским перевозкам предприятию игнорировать интернет-продажи, которые позволяют экономить значительные средства (кстати, во всем мире виртуальный заказ обходится дешевле, чем услуги в реальности) и отпугивать клиентов сложностью оплаты?
Путанные и непрозрачные схемы в любой сфере освобождают пространство для коррупции. "Укрзализныця" - стратегическое ведомство, доходное по грузовым (в основном металлургия) и убыточное по пассажирским перевозкам. Первые компенсируют затраты на последние. Но разве может оставить такая несправедливость равнодушным руководство железных дорог? ЮЖД уверяет, что пассажиропоток в прошлом году увеличился, однако Госкомстат отмечает уменьшение числа железнодорожных поездок в Украине в январе-мае 2010-2009 года – на 1%.
Как сообщили Lb.ua в Министерстве курортов и туризма Крыма, в 2010 году по сравнению с 2009 годом поток туристов в целом вырос, но на 5% уменьшилась доля граждан Украины среди отдыхающих (с 74% до 69%). При этом 80% туристов ехали в Крым на поездах.
В начале марта этого года "Укрзализныця" потребовала повысить цены на билеты еще на 20% - "на уровне инфляции и общего роста цен, которые за два года выросли на 40%". Откуда взялась инфляция на уровне 40% – загадка. Но проблема, видимо, была, и, создав искусственный дефицит билетов, появилась возможность подстегнуть ажиотаж и заткнуть "дыру" спроса подорожанием проездных документов при покупке "с рук". Украинцев просто поставили перед выбором – ехать в Крым по "драконовским" ценам или не ехать совсем. Вместо того чтобы решить проблему цивилизованным привлечением клиентов, ведомство решило сжульничать?
Это ж-ж-ж неспроста
Нынешняя ж/д-лотерея ознаменовалась еще одним событием, которое наводит на мысль, что "жужжание" о паспортном контроле – неспроста. Через 4 дня после начала "розыгрыша" в "Укрзализныце" сменился начальник. Место литвиновца Михаила Костюка, который возглавлял госадминистрацию железных дорог Украины с декабря 2008 года, занял регионал Владимир Козак, бывший глава этого ведомства (с августа 2006 года по ноябрь 2007 года). С уходом последнего, кстати, были отменены и именные билеты. В апреле прошлого года украинская милиция начала настаивать на их возврате, объясняя такую необходимость борьбой с перекупщиками и угрозой терактов на транспорте в России и Европе. Представляете, как "честные предприниматели" испугались? Особенно, если учесть, что и в "паспортные" времена за определенную плату у кассиров появлялось n-е число билетов в любом направлении.
Конечно, если нерадивых пассажиров, которым законных проездных билетов в кассах не хватило, будут образцово-показательно ссаживать на Богом забытых станциях, то уровень спекуляций резко снизится. Но может произойти и обратное – сотрудники железной дороги и проводники получат еще одну возможности сыграть на "нововведениях". Ведь без их ведома использование безымянных билетов – невозможно. А ж\д-лотерея так и останется для украинцев привычным лохотроном.
P.S. 10 февраля на сайте Е-квиток произошли изменения – была отменена комиссия за заказ билета и (временно) услуга бронирования мест.