ГоловнаЕкономікаФінанси

Финансовая колонизация Украины. Реальность и перспективы

Серьезные риски исходят от перспективы продолжения экспансии иностранных банков, де факто абсолютно не подконтрольных украинским регуляторам. Кто знает, насколько активной она б была, если бы Украина не являлась идеальной площадкой для игры на разнице процентных ставок. Что до кризиса приносило западным банкам ощутимую спекулятивную прибыль, которая и является реальной целью их присутствия на Днепре.

Финансовая колонизация Украины. Реальность и перспективы

Представляете себе заголовки в украинских СМИ типа «Украинских налогоплательщиков больше никогда не попросят расплатиться за ошибки банкиров». Да еще и со ссылкой на главу государства, который, заботясь о благосостоянии сограждан, инициировал радикальную реформу отечественной финансовой системы. Что, не представляете? Правильно. И не надо.

Реформа в стиле баракко

Хотя вышеуказанный заголовок – это не плод усугубленной жарой авторской фантазии. А попытка привязать к родным реалиям фразу президента США, которая в оригинале звучит так: «Американских налогоплательщиков больше никогда не попросят оплатить счета за ошибки Уолл-стрит». Поскольку именно на этой неделе Барак Обама планирует подписать «закон Додда-Фрэнка», который предусматривает самую серьезную встряску банковской системы США за последние 80 лет. Суть его сводится к тому, что регулирующие органы, включая министерство финансов, теперь смогут выделять «системно важные» компании, к которым будут применяться более жесткие требования по капиталам и по надзору. Кроме того, закон ограничивает возможности банков по проведению операций на рынке за собственные средства. Что в переводе на общедоступный язык означает – в целях недопущения нового финансового кризиса, Барак Обама, преодолев мощное сопротивление, сумел накинуть узду на распоясавшихся американских финансистов. Чьи игры, как известно, привели к глобальному финансовому кризису, который по-прежнему продолжает подтачивать мировую экономику, доводя некоторых экспертов до апокалипсических пророчеств вроде грядущего обвала евро с последующим развалом ЕС.

Учитывая беспрецедентность превентивных мер, предпринятых на исторической родине USD (в смысле американского доллара), и украинский президент, и украинские парламентарии, и украинские финансисты по логике вещей должны бы были сейчас отвлечься от мыслей о морской прохладе. И напрячься, и с учетом надвигающихся угроз, сделать все, чтобы «украинских налогоплательщиков больше никогда не просили…», ну, и так далее. Но, поскольку вышеуказанные категории граждан от финансового и прочих кризисов защищены стойким иммунитетом, то пока о судьбах налогоплательщиков пекутся в иных странах. К тому же в Украине право на отдых (в том числе депутатам, министрам и президенту) гарантировано основным Законом. А закон, как известно, один для всех. И его надо выполнять, даже сжав зубы. Так что в случае чего (ну, там, вторая волна кризиса) не стоит удивляться тому, что наши с вами карманы вновь будут проверены на прочность. Причем, в отличие от первой волны, которая нахлынула неожиданно, цунами номер два будет достаточно прогнозированным. Что в итоге даст тем же банкам не только остаться на плаву, но и выйти из катаклизма с гордо поднятой головой. Потому что старую истину «кому война, а кому – мать родная» еще никто не отменял.

Маленьким откручивают голову

Причем, применительно к Украине эта старая, как мир истина, судя по всему, будет верифицирована по полной программе. И не в последнюю очередь потому, что с каждым годом историческая родина UAH (в смысле украинской гривны) в финансовом отношении все больше и больше смахивает на какой-нибудь Берег Слоновой кости, Трансвааль или, скажем, Формозу времен колониального устройства мира. Когда главной задачей метрополий было неограниченное перекачивание в свои закрома природных богатств заморских территорий. Без учета интересов коренного населения. Понятно, что на дворе иное время. С интернетом. И без классического колонизаторского пробкового шлема. Но суть от этого меняется мало. Поскольку даже с хай-теком Украина медленно, но верно превращается в неоколониальный финансовый придаток развитых стран.

Понятно, что для уха тех ура-патриотов, которые не устают заявлять, что Украина – это полноценное европейское государство, подобное заявление звучит, как минимум, оскорбительно. Но куда деться от фактов. Знаете, сколько «дочек» европейских финансовых холдингов входит в первую десятку украинских коммерческих банков? – Правильно, как минимум, семь. (Из отечественных «монстров» полностью украинским остался только «Приватбанк»). А в чем заключается конечная цель любого, в том числе и банковского бизнеса? – Опять же правильно – в получении прибыли. Теперь вновь посмотрим на расклад первой банковской десятки. Куда пойдет прибыль, полученная семью из десяти лидеров? – И снова верно – в материнское учреждение. Т.е. в ту самую метрополию.

И сегодня нужно срочно избавляться от вредных иллюзий. Никто из «дочек» не собирается кредитовать украинскую экономику. Западные банки озабочены одним: спасением своих активов. Спекуляция провалилась, и приходится «менять точку». Финансовые точки переориентируются на более стабильные рынки, где они, к тому же в условиях кризиса нужнее. Так что наши предприятия могут не ждать длинных и дешевых денег - западные банки пока держат за спиной, но скоро продемонстрируют «весомо, грубо, зримо», труднопроизносимое для словосочетание - «смачный кукиш».

Понятно, что если страна не называется Кубой или Северной Кореей, то в условиях всемирной глобализации избежать проникновения крупных банковских структур на суверенную территорию не удастся. И при нормальном подходе к этому процессу страна может извлечь немало плюсов. И прежде чем допускать в страну иностранный капитал, необходимо разработать целый ряд защитных мероприятий. А вот с этим в Украине как раз имеется немало проблем - наша история наглядно демонстрирует хроническую неспособность власти постоять за национальные интересы. Сегодняшняя ситуация - не исключение. У наших властных структур из-за бездарной… нет, скорее преступно безответственной финансовой политики последних 20 лет попросту нет рычагов влияния, способных остановить бегство западного капитала и заставить его работать на украинскую экономику.

Рай для спекулянта

За последние пять лет (т.е. с момента начала активного вхождения на украинский финансовый рынок иностранных банков на гребне победы «оранжевой революции») власти страны (во главе которой, кстати, все это время пребывал якобы профессиональный банкир) не сделали для укрепления отечественной банковской системы ничего. Хотя особых новаций изобретать не требовалось. По большому счету Ющенко и К нужно было перед вступлением Украины в ВТО создать благоприятные внутренние условия для развития национального банковского сектора. Укрепить сегмент банков с государственным капиталом – Укрэксимбанк, Ощадбанк и т.д. Ввести запрет на доступ в Украину банков из оффшорных зон. Создать четкие правила продажи иностранным покупателям отечественных банков. Разработать селекционный мониторинг иностранных банков с учетом интересов национальных приоритетов развития экономики. Ну, и наконец, сделать так, чтобы филиалы иностранных банков получили широкий доступ в Украину не ранее, чем через пять лет после вступления нашей страны в ВТО.

Помимо этого, при столь декларируемой любви Ющенко к якобы своему детищу – гривне, именно бывший глава государства должен был первым начать борьбу с теми же валютными кредитами для населения. Потому что он, как якобы профессиональный банкир, должен был хорошо знать, что одним из принципов создания крепкого государства является не строительство мемориалов и награждение покойников, а защита национальной валюты. Что во Франции или Германии ни одному банкиру просто в голову не придет предлагать своим клиентам ипотечные кредиты в долларах, фунтах или юанях. Равно, как в Штатах, никто не будет рекламировать прелесть дешевых автокредитов в евро. В том числе и потому, что это не предусмотрено действующим законодательством.

И, кто знает, насколько активной была бы экспансия иностранных банков, если бы Украина не являлась идеальной площадкой для игры на разнице процентных ставок между Украиной и Западом. Что до кризиса приносило западным банкам ощутимую спекулятивную прибыль, которая и является реальной целью их присутствия на Днепре. Т.е. отнюдь не дешевые длинные кредиты, столь необходимые отечественной экономике, не инвестиции в инновационные проекты и не подтягивание Украины к цивилизованным нормам финансового бытия.

Спекулятивная активность западных банков по идее должна было бы вызвать вопросы с последующими выводами (в том числе и законодательными) в высших эшелонах украинского руководства. Но поскольку дыры в украинских законах ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Стельмах, ни кто-то иной латать не захотели, то стоит ли удивляться, что этим по полной воспользовались банки. В том числе и те самые «дочки», состоятельных западных «мам», которые по сути, сыграли с гражданами Украины в старую колонизаторскую игру. Мы вам стеклянные бусы и медные кольца в нос, а вы нам золото. Хотите еще бус и колец, но нет золота, дадим слиток-другой под проценты. И счастливые аборигены изо всех сил обвешивались бусами и кольцами, пока не грянул кризис. Т.е. пока не стало ясно, что их папайя и бананы по прежней цене никому не нужны. И для того, чтобы только отдать проценты за кредиты, нужно пахать в три раза больше. Иначе кольца выдернут вместе с ноздрями. К тому же шаманы и племенные вожди встали на сторону «больших белых отцов», поскольку тоже принимали самое активное участие в этом нехитром бизнесе.

О бедном банкире (украинском) замолвите слово...

Так что удивляться тому, что в итоге в ТОР-10 украинских банков оказалось столько западных «дочек» не приходится. Правда, после кризиса играть в прежние игры банкам стало гораздо сложнее. Кто-то, поняв, что спекулятивные прибыли выдохлись, начал подумывать об избавлении от украинских филиалов. Те же, кто продолжает окучивать украинскую финансовую ниву, начали менять подходы к работе на подконтрольных территориях. Что с учетом первых позиций в ТОР-10 реально может поставить под угрозу финансовую независимость Украины. Не последнюю роль в этом процессе играет и такое, казалось бы, малозаметное явление, как смена топ-менеджмента. Поскольку изначально при покупке украинского банка иностранный покупатель сохранял в банке украинское руководство. Вводя своих менеджеров в директорский состав заместителями. Логика была абсолютно верной. Ибо иностранный специалист для того, чтобы вникнуть в нюансы нашего непростого бытия (не говоря уже об освоении языка) должен потратить немало времени. Что не сможет не отразиться на конкуренции. Теперь же ситуация начала меняться. Первый звонок раздался из банка первой пятерки - «Укрсиббанка», который четыре года назад купили французы. На прошлой неделе стало известно, что отныне этот филиал финансовой группы BNP Paribas будет возглавлять 60-летний Филипп Жуанье, который переедет в Киев прямиком из Каира. Понятно, что хозяин – барин. Но вопросы все равно остаются. Например, какую политику начнет один из крупнейших украинских банков, которым будет руководить знаток египетских финансов и экономики. Причем, как стало известно, из «Укрсиббанка» ушел не только председатель правления г-н Наумов, но и еще ряд ведущих специалистов, чьи места также займут иностранцы.

Кстати, если массовая замена украинского топ-менеджмента в иностранных «дочках» станет тенденцией, то Украина столкнется еще с одной проблемой. А именно, с возможностью формирования полноценной национальной финансовой элиты. Поскольку выпускники украинских профильных вузов будут попросту лишены перспектив профессионального и карьерного роста. Т.е. до определенного уровня да, а дальше, pardon, только господа из Каира. О каком превращении Украины в одну из 20 ведущих стран мира, о чем так любит говорить Виктор Янукович, может в этом случае идти речь?...

Точка невозврата?

Но вопрос с будущей элитой пока больше риторический. Более серьезные риски на сегодня все же исходят от перспективы продолжения экспансии иностранных банков, де факто абсолютно не подконтрольных украинским регуляторам. Здесь нелишне привести прошлогоднее высказывание президента Украинского общества финансовых аналитиков Юрия Прозорова, который в ответ на вопрос насколько засилье иностранных банков угрожает национальной безопасности (монетарной стабильности), ответил: «Монетарной безопасности Украины это уже не угрожает. Мы потеряли национальную банковскую систему – точка возврата уже пройдена. В среднесрочной перспективе состоится приход филиалов иностранных банков, подчиняющихся надзору других стран. После возможной либерализации валютной политики и отхода от квазификсированного курса ведущие мировые игроки могут начать курсовые игры с гривной – это намного опаснее».

Но, несмотря на мрачность прогнозов, выход все же есть. В частности, те эксперты, которым небезразлична судьба государства предлагают властям Украины в качестве первоочередных мер в первую очередь сохранить самостоятельность и независимость Нацбанка от международного капитала. Заставить иностранные банки пополнить уставные фонды своих «дочек». В общем речь может идти о 5-6 миллиардах долларов. Предоставить успешным отечественным банкам субординированные кредиты на уровне рефинансирования. Ввести ограничения на число иностранных специалистов в руководстве банков. Ну, что-то типа лимитов на легионеров в футбольных клубах. И, наконец, встать на защиту собственных граждан. Разрешив на законодательном уровне погашение автокредитов и ипотеки для физических лиц путем возврата предмета залога, независимо от его текущей рыночной стоимости. (В том, что реализация последнего пункта даст немало голосов продавившей это положение политической силе, можно не сомневаться). Ну, и понятно, что к этому набору должна быть добавлена еще и политическая воля. В противном случае кольца в носу (по версии колониальной эпохи) могут стать таким же неотъемлемым атрибутом граждан Украины, как и вышиванка…

Андрій КапустінАндрій Капустін, журналист, публицист, обозреватель Lb.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram