ГоловнаЕкономікаФінанси

Темная сторона ипотеки

Покатались – и хватит. Не платишь – выметайся. Руководители крупнейших банков страны лоббируют в парламенте новый законопроект, согласно которому финучреждения получат право без суда забирать квартиры или машины у неплательщиков.

Темная сторона ипотеки

Крупнейшие банки страны добиваются увеличения своих полномочий в имущественных спорах с клиентами. Как стало известно «Левому берегу», в ближайшее время в парламент поступят новые поправки к Закону «О банках и банковской деятельности», согласно которым забрать залоги у нерадивого должника будет намного проще. Если поправки будут приняты, возможно, квартиры и машины смогут переходить в собственность банка без решений судов.

На первый взгляд, удивительна сама постановка вопроса – зачем банкирам больше полномочий, если за время кризиса они массово выставляли на продажу залоговые машины и квартиры? То есть вроде бы и так спокойно забирают, так теперь нужно еще больше прав?

Это с точки зрения клиента кажется, что банкир всесилен. Сами же финансисты жалуются, что забрать залоги часто очень трудно. «Я не знаю ни одного банка, который бы забрал у клиента квартиру», – заявил недавно журналистам председатель правления ВТБ Банка Вадим Пушкарев. Одни клиенты просто отказываются платить, другие нанимают для этого квалифицированных юристов. В прошлом году донецкая гостиница «Централь» оспаривала в суде законность кредита уже упомянутого ВТБ Банка. С тех пор подобных процессов было уже несколько. Клиенты всеми силами стараются не платить. Одни – потому что иначе разорятся, другие – потому что знают лазейки в законе. И далеко не всегда такие процессы завершаются выигрышем банкиров.

К примеру, в тяжбе между ООО «Отель “Централь”» и ВТБ Банком Донецкий хозяйственный суд сначала принял сторону должника. И только после кассации НБУ в Высший хозяйственный суд Украины (ВХС) донецкий суд принял решение, выгодное банку. В апреле этого года тот же ВХС принял абсолютно противоположное решение в тяжбе между «Райффайзен Банк Аваль» и ООО «Кристалл», которое в 2007 году получило от банка кредит на $200 тыс., а в конце 2008-го перестало по нему платить. Тогда решениями судей ВХС очень возмущались в Нацбанке.

Фото: rb7.ru

Другой простой способ не отдавать залог – это изменить форму собственности предприятия. «Если компания была акционерным обществом, а стала обществом с ограниченной ответственностью, то формально у нее уже нельзя забрать земли или заводы, которые были в залоге. Потому как с точки зрения буквы закона получается, что самой компании уже нет», – рассказывает популярную среди бизнесменов практику ухода от кредитов председатель правления одного из банков, пожелавший остаться неназванным.

Более того, даже когда суд уже проигран, заемщики все равно умудряются не возвращать банку кредит. Повод для этого есть вроде бы формальный, но абсолютно законный. Большинство банков за прошлый год были перерегистрированы из закрытых или открытых акционерных обществ в публичные акционерные. Смена одного слова в названии привела к тому, что Государственная исполнительная служба перестала выполнять предписания судов, вынесших решения забрать залог в пользу банков. То есть суд выдал решение по некоему ЗАО, а в исполнительную службу обращается некое ПАО. В связи с этим влиятельная лоббистская организация «Украинский кредитно-банковский союз» потребовала разъяснений от Министерства юстиции.

Цена вопроса – 25 «Укртелекомов»

В этой истории было бы несправедливо изображать банкиров эдакими жадинами, которые хотят во что бы то ни стало содрать деньги с должников. На самом деле многие финансисты стремятся не выбить долги, а спасти свои банки. Согласно официальным данным НБУ, просроченных долгов в банковской системе – на 74,3 млрд. грн – немногим более 10,3%

Правда, многие банкиры признавались, что реально проблемных ссуд намного больше. Насколько – становится ясно только тогда, когда иностранные банки публикуют отчеты о деятельности своих дочерних учреждений в Украине. Так, «Райффайзен Банк Аваль», как выяснилось, не может вернуть около 18% своих долгов, а Сведбанк и того больше – 53%. Позже рейтинговые агентства заявляли, что реальный объем проблемных кредитов в стране колеблется в пределах 30–40% от всех активов банковской системы. Это от 220 до 290 млрд. грн. Последняя цифра больше запланированных доходов бюджета на 2010 год. Это гигантская цифра. Это 22 комбината «Запорожсталь». Или 25 «Укртелекомов».

Черный список судей

Устав бороться с каждым отдельным случаем, банкиры, судя по всему, решили «проучить» любых желающих не отдавать долги. 20 мая этого года стало известно, что сам президент Украины Виктор Янукович проведет совещание с банкирами по вопросам проблемной задолженности. В связи с этим НБУ попросил банки направить на свой адрес «информацию относительно судей, которыми приняты неправосудные, по мнению руководства кредитно-финансовых учреждений, решения (с указанием названия суда, фамилии судьи и сути принятого решения)».

Здесь показательна сама формулировка – Нацбанк интересуется не завершенными процессами, не судами по ипотеке или другим вопросам. Критерий только один – судьи, принявшие решения против банков. Другими словами, это неприкрытый лоббизм интересов финансистов.

Если банкирам удалось добиться совещания с президентом, то вполне возможно, что поправки к законам все-таки будут приняты. Однако значит ли это, что мы увидим толпы несчастных граждан, которых злобные финансисты станут выселять из их кредитных квартир? Вряд ли. Большинство недвижимости в ипотеке покупали очень обеспеченные люди, которые в кризис просто переставали платить, считая, что хороший юрист дешевле банковской ссуды. Эти же должники даже после принятия новых законов найдут способы не платить. Единственное, что может измениться, – это плата за услуги юристов, помогающих избавиться от кредитов.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram