ГлавнаяЭкономикаБизнес

Литвицкий: Проект госбюджета дает основу для фундаментальной дискуссии о перспективах развития

Правительственный проект государственного бюджета на 2010 год может стать основой для фундаментальной дискуссии о перспективах развития Украины, в результате которой будет сформирован приемлемый план экономической и бюджетной политики в кризисных условиях.

Литвицкий: Проект госбюджета дает основу для фундаментальной дискуссии о перспективах развития
Фото: focus.in.ua

Такое мнение высказал руководитель группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерий Литвицкий.

"В дискуссии вокруг возможности получить оптимальную и реалистичную комбинацию базовой макропары (ВВП и инфляции – ИФ), на которой надежно держалась бы конструкция бюджета-2010, я не советовал находиться на позиции пылких сторонников или радикальных противников первой версии документа. А его разработчикам стоит выслушать без лишней агрессии все замечания и предложения", – сказал макроэкономист.

При этом В.Литвицкий подчеркнул, что эпицентром обсуждения должен стать вопрос о реалистичности прогноза ВВП и инфляции, размеров и источников финансирования бюджетного разрыва.

"Допускаю, что первый вариант законопроекта может оказаться лучше того, который будет одобрен парламентом. Предлагается несовершенный бюджет, но в кризисной ситуации вряд ли можно рассчитывать на добротный вариант. Все возможные новые бюджетные конструкции, скорее всего, обречены быть разновидностями, далекими от желаемых", - добавил он.

Как сообщалось, правительство Украины в сентябре направило в парламент проект госбюджета на 2010 год, которым предусматривается увеличение его доходов по сравнению с планом на текущий год на 19%, до 284,7 млрд грн, расходов - на 21,1%, до 324,3 млрд грн. Дефицит госбюджета правительство предлагает нарастить в 2010 году на 49,9%, или на 15,57 млрд грн к плану на текущий год, - до 46,7 млрд грн. Проект госбюджета-2010 рассчитан исходя из роста ВВП на 3,7% (номинальный ВВП 1178,6 млрд грн), при инфляции 9,7%.

Руководитель группы советников главы НБУ считает, что Кабинету министров целесообразно предоставить участникам обсуждения базовые индикаторы экономики на момент рассмотрения проекта бюджета, дополнительные аргументы в пользу наиболее принципиальных элементов фискального баланса, а также информацию относительно расхождений и общих позиций с представителями международных финансовых организаций.

"Бюджет подан вовремя, поэтому существует достаточный запас времени для его ощутимого усовершенствования", – отметил В.Литвицкий.

Руководитель группы советников главы НБУ отдельно отметил, что правительству необходимо обнародовать дополнительную аргументацию в поддержку утвержденного инфляционного ориентира. "При каких обстоятельствах возобновление экономического роста не приведет к инфляции большей, чем нынешняя? Почему больший плановый дефицит бюджета может не сопровождаться дополнительным инфляционным давлением? Как предотвратить ускорение инфляции при монетизации внешних и внутренних долговых госбумаг?", - перечислил он имеющиеся вопросы к специалистам правительства.

Помимо того, считает эксперт, нужны объяснения относительно совместимости ожидаемого роста доходов бюджета на уровне 20% с общим ростом цен на 16% (дефлятор ВВП) и с низким уровнем ориентира по потребительским ценам (9,7%), на фоне запланированного роста цен на услуги естественных монополий.

По словам В.Литвицкого, правительству нужно предоставить развернутую аргументацию прогноза ожидаемой в 2010 году ревальвации гривни до уровня 7,5 грн/$ в условиях ожидаемых дефицитов бюджета и платежного баланса и окончания кредитной программы stand by с Международным валютным фондом.

"Правительству стоит представить сценарий нейтрализаций инфляционных и девальвационных ожиданий в избирательный период… Необходимо создать и провести как закон программу выравнивания платежного баланса страны, рассчитанную на пять лет. Кроме того, нужно осуществить профилактические шаги, относительно смягчения инфляционных последствий финансирования бюджетного дефицита", – сказал он.

Среди основных идей, на которые властям целесообразно обратить внимание, В.Литвицкий назвал: осуществление инвестиционной поддержки развития экономики путем снижения налогового давления и стимулирование потребительской активности на внутреннем рынке путем дополнительного повышения зарплат в бюджетном секторе на размер ожидаемого роста ВВП.

"Следует обсудить перспективу снижения налогового давления настолько, насколько будет увеличен дефицит бюджета по сравнению с фактическим в 2009 году", – пояснил макроэкономист.

"Опасно из одной крайности – перегрева потребительского рынка – бросаться в другую – его переохлаждение. Повышать зарплату и другие соцстандарты целесообразно равномерно, на протяжении года. Если при нынешних условиях, при падении ВВП на 18-20% номинальная зарплата росла, то почему этого следует избегать при запланированном росте ВВП", – добавил он.

Кроме того, по его словам, следует также подумать над обоснованием реалистичности роста ВВП почти на 4% в условиях, когда государственные заимствования существенно потеснят частных заемщиков на финансовом рынке.

В.Литвицкий также предлагает первое чтение проекта госбюджета-2010 соединить с рассмотрением поправок в бюджет текущего года.

С учетом роста политической напряженности накануне выборов президента в январе-2010, советник главы НБУ отметил целесообразность подготовки запасных планов действий: варианта переходного бюджета на первое полугодие на случай не принятия годового бюджета и резервного варианта бюджета на случай возникновения второй волны экономического кризиса.