ГлавнаяЭкономикаБизнес

Игорь Манцуров: «Либеральная политика себя исчерпала. Настало время использования более жестких методов регулирования экономики»

В марте в разгар кризиса руководителем Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Министерства экономики был назначен профессор Игорь Манцуров. Биография этого ученого интересна. С 1987 года работал в Африке, где помогал реформировать экономики Анголы, Либерии, Мозамбика и других стран. В 1997-м Совет безопасности ООН назначил его региональным координатором Программы развития национальных экономик Международной организации по миграции – он занимался развитием 14 стран Сообщества развития стран Южной Африки. Позже представлял МОМ в Беларуси и на Балканах во время боевых действий в Югославии. Вернувшись в Украину, работал в структурах Всемирного банка. В 2005 году Игорь Манцуров получил докторскую степень, до последнего времени заведовал кафедрой статистики Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана.

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua
Игорь Манцуров: «Либеральная политика себя исчерпала. Настало время использования более жестких методов регулирования экономики»

В эксклюзивном интервью «Левому берегу» Игорь Манцуров рассказал о позитивных сигналах в экономике и о том, что поможет Украине выйти из кризиса.

В каком состоянии находится экономика страны сегодня? Пик кризиса пройден?

Нельзя однозначно ответить, достигли мы дна или нет. Нет соответствующих критериев и методов оценки. По динамике объемов производства это может быть одна картина, по снижению уровня занятости, повышению уровня безработицы ситуация может несколько или значительно отличаться. А по изменению соответствия уровня жизни определенным стандартам – третья картина. То есть динамика уровня экономического и социального развития страны – это некоторая мозаика, каждый из вышеперечисленных показателей характеризует лишь определенную ее часть.

Хорошо, но оценивают состояние экономики обычно по ВВП. У нас падение в первом квартале – 20,3%. Это же не очень хороший результат.

Да, падение чуть более 20%. Отрицательная динамика объема ВВП – самая значительная среди всех европейских стран, это правда. Но уже начиная с мая месяца текущего года, согласно данным Госкомстата, зафиксировано пусть и незначительное, но повышение уровня производства. Я думаю, что с сентября эта положительная динамка приобретет более крутую траекторию. Для этого есть все основания. Тот шок, который мы испытали в связи с очень серьезным изменением всей структуры мировой экономики и снижением потребления металла и продуктов нефтехимии, проходит. Тенденции начинают изменяться.

Так, с марта объемы производства металлургической отрасли промышленности Украины неуклонно растут. В марте, по сравнению с февралем, – на 15% (с $971,7 млн. до $1147 млн.). Это больше, чем в ноябре прошлого года, и на 29% больше, чем в январе текущего. С нефтехимией пока еще нет позитивных сигналов, но повышение не только объемов производства в черной металлургии, но и экспорта украинского металла – объективная реальность.

Правление Нацбанка зафиксировало признаки стабилизации и на денежно-кредитном рынке. Это подтверждается снижением инфляционного давления, сокращением оттока средств населения из банковских учреждений. Кроме того, отмечаются стабилизация валютного рынка и рост кредитования предприятий.

Плюсовые показатели получаются, если сравнивать с предыдущими месяцами, но в годовом измерении все равно минус?

Если мы сравниваем с соответствующим периодом прошлого года, то пока динамка промышленного производства отрицательная. Но не надо говорить только о промышленности. Например, в сельском хозяйстве наблюдается оживление. Валовый сбор зерновых планируется на уровне 41-42 млн. тонн, что практически соответствует рекордному урожаю 2008 года (на самом деле в 2008 году урожай зерна составил 53,3 млн. тонн в весе после доработки – «Левый берег»). Такой урожай – хорошая основа для развития пищевой промышленности, да и не только.

В результате целенаправленных действий правительства у Нацбанка появились монетарные возможности выделить 1 млрд. грн на реализацию программы по завершению строительства жилых объектов в Украине с уровнем готовности от 70%. Строительство потребует металлопродукции, продуктов нефтехимии, деревообработки и т.д. То есть в основных видах экономической деятельности неизбежно следует ожидать оживления.

Строительство «оживляют» в основном за счет госзаказа, а не частных инвестиций. А госзаказ обеспечен эмиссионными деньгами. Выходит, есть риск инфляции?

В этой связи я хотел бы остановиться на концепции выхода из кризиса, которую разработал возглавляемый мною институт. Согласно этой концепции, сейчас самое время реализовать так называемую политику «промышленных денег», в соответствии с которой эмиссия, направленная на реализацию крупных народно-хозяйственных проектов, ни в коей мере не способствует повышению уровня инфляции. Государство, определив приоритеты своего развития и необходимые объемы финансирования, сознательно идет на определенную эмиссию, направляя напечатанные деньги именно (и только) на реализацию таких крупных проектов. В этом случае эмиссия не только не способствует повышению уровня инфляции, она, наоборот, способствует снижению ее уровня и разогреву экономики, повышению уровня занятости, снижению безработицы, решению социальных задач. Ведь общеизвестно, что определенный, как мы говорим – оптимальный, уровень инфляции способствует экономическому развитию.

Какой уровень инфляции для нас оптимальный? 

В наших сегодняшних условиях – 7-8%. В этом году МВФ обещает нам 13%, что ниже 16%, прогнозируемых в начале года. Сам я ожидаю инфляцию в годовом исчислении на уровне 10-11%. Это выше оптимального уровня, но это для нас не катастрофа и, безусловно, не гиперинфляция.

Вы вспомнили об МВФ. Могла ли страна обойтись без заемных денег?

Для решения задач, связанных только с развитием экономики Украины, – могла. Но правительство взяло на себя ответственность поддерживать высокий имидж Украины на международной арене. Как известно, 12 мая в Украину поступило $2,8 млрд. второго транша кредита МВФ. Часть второго транша в размере $1,5 млрд. направлена в госбюджет для финансирования внешних долговых обязательств правительства, срок которых подошел. Третий транш составит $3,3 млрд., из которых $1,9 млрд. пойдет на погашение долгов государства. Это, повторю, очень ответственное и мужественное решение. Пожалуй, ни одна другая страна в условиях финансово-экономического кризиса не берет на себя такие обязательства.

В результате такой политики правительства валовой внешний долг Украины за I квартал текущего года снизился на 3,9% – до $99,2 млрд. Объемы обязательств сократились в среднем на $2,5 млрд.: в частности, в банковском секторе – на 4,6% или $1,8 млрд., до $37,6 млрд. (37,9% от валового внешнего долга).

Другой путь – дефолт? 

Не исключаю, что мог бы быть и дефолт, совершенно верно. Но этот путь был бы экономически и политически абсолютно необоснован. И правительство на него не пошло! Брать деньги МВФ, а это для Украины – $16,4 млрд., сроком на 15 лет, под 4% годовых стратегически гораздо более обоснованно, чем подвергнуть страну дефолту и объявлять на весь мир о своей неспособности платить по счетам.

Какие причины кризиса в Украине вы бы назвали главными?

Одна из основных причин – поведение коммерческих банков, которое стало возможным только благодаря непоследовательной политике НБУ. Давайте посмотрим правде в глаза: еще полгода назад на каждом углу висели рекламные объявления банков о кредитах под 0% годовых, которые можно было получить в течение 15 минут без залога, без справок о доходах и т.д. Нигде, ни в какой стране мира, где я регулярно бываю – ни в России, ни в Польше, ни в Словакии, ни в странах Евросоюза, – нигде банки не рекламировали свои услуги так настырно. Я бы сказал, что Национальный банк потерял свою функцию регулятора в плане контроля над предоставлением кредитных ресурсов.

Сейчас НБУ ведет более взвешенную политику? 

Только после хаотических движений в течение первых двух-трех месяцев в поведении Нацбанка появилась некоторая стратегия. А до этого регулятор постоянно опаздывал с соответствующими валютными интервенциями, что вызывало спекулятивный спрос на валюту и, соответственно, девальвацию гривны. Чтобы избежать этого в будущем, правительство настаивает на гораздо более жесткой позиции НБУ по отношению к коммерческим банкам, и я это мнение также разделяю. Выход из кризиса невозможен без консолидированной позиции правительства и НБУ. К сожалению, сегодня такой единой позиции нет. Нацбанк, как мне кажется, не только не поддерживает жесткую, но взвешенную политику правительства, но иногда и противодействует ей.

Позиция института заключается в том, что для стабилизации положения в стране нужны четкие действия слаженной команды украинских политиков, у которых есть продуманная, адекватная ситуации программа действий. При этом исполнительная и законодательная власти должны действовать как единый организм. Но команды единомышленников в Украине нет. И в скором времени ее появление не ожидается.

Институт постоянно говорит о том, что либеральная политика себя исчерпала. Настало время использования более жестких методов регулирования экономики. Стране нужна жесткая вертикаль власти с одновременным предоставлением регионам больших прав в плане самоуправления. Как это ни парадоксально звучит, но это так.

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua