«Тарас Трясило» – первый украинский исторический байопик и один из первых наших блокбастеров. Поставил его режиссер Петр Чардынин – российский классик немого кино, успевший поработать еще в дореволюционном кинематографе. Чардынин всегда считался крепким ремесленником. Он поставил десятки разноплановых картин и фактически открыл миру актрису Веру Холодную. В 20-х Чардынин перебрался в Украину и нашел пристанище на киностудии ВУФКУ, где в 1925 году снял шпионский боевик «Укразия» (еще одна важная веха в истории нашего кино), а через год поставил сразу два знаковых байопика – «Тарас Шевченко» и «Тарас Трясило».
Последний был снят по роману Владимира Сосюры и на момент выхода считался самым масштабным фильмом студии ВУФКУ. В нем была десятитысячная массовка, небывалые на тот момент в нашем кино батальные сцены и история о становлении народного героя – будущего гетмана Тараса Федоровича, известного своей борьбой против польской шляхты в XVII-м столетии. Как и положено, кино того периода перекликалось с революционными событиями в стране (обязательный привет октябрьской революции), где за историей о борьбе с поляками неожиданно появлялся рассказ о пробуждении народных масс.
Фильм имел большой успех за рубежом, на родине же его быстро обвинили в натурализме и национализме, а в 1937 году и вовсе переозвучили и перемонтировали в картину под названием «Повесть про горячее сердце». С тех пор оригинальная лента казалась навсегда утерянной, но в конце 90-х в Парижской синематеке ее нашел киновед Любомир Гусейко. Оказалось, что картина была сохранена благодаря экспортной политике ВУФКУ, весьма успешно продававшей копии своих фильмов за рубеж. Вот только во Франции «Тараса Трясило» успели переименовать в «Татар», перемонтировать, изменить титры (обычная практика для закупленных иностранных фильмов), а в качестве режиссера указать Всеволода Пудовкина.
Сегодня фильм восстановлен согласно оригинальным сценарным листам и поражает своей современностью. В «Тарасе Трясило» есть не только масштабные сцены и динамичный монтаж, но и довольно любопытный взгляд на украинскую Сечь, напоминающую в фильме Майдан со своими лидерами, борьбой за право голоса и единением простых людей во имя некой высшей цели. В фильме снялись сразу три великих украинских актера – Амвросий Бучма, Иван Замычковский и Наталья Ужвий (для Ужвий это была всего вторая роль в кино). Художником был Василий Кричевский, а оператором Борис Завелев, снявший вскоре «Звенигору» Довженко.
Если «Тарас Трясило» был предвестником эпического кино, то «Небывалый поход» Михаила Кауфмана кажется очень важным в контексте кино документального и авангардного.
Сам Кауфман всегда оставался в тени своего брата Дзиги Вертова, вместе с ним был у истоков «Киноглаза» и сегодня куда чаще вспоминается как оператор, в том числе «Человека с киноаппаратом» – фильма, на котором пути братьев окончательно разошлись. После Михаил снял в Украине две ленты, одновременно продолжающие и опровергающие постулаты Вертова. Как и в «Весной» («Навесні» – первая знаковая работа Кауфмана), в «Небывалом походе» куда меньше механического, но куда больше человеческого. Дзига был увлечен машинами и техникой, тогда как Кауфман куда больше интересовался человеком и его связью с природой, чем был близок даже к эстетике Довженко.
«Небывалый поход» задумывался как репортаж про рабочих, направленных партией в 1929 году “поднимать село”. Снимался фильм в одном из крупнейших совхозов того времени – «Гиганте», на Харьковском заводе и Черноморском флоте в Севастополе. Кауфман противопоставлял бедность сёл механическому движению заводов, восхвалял коллективизацию и индустриализацию, и ,по большому счету, создавал классический агитфильм. Вот только за всеми идейными постулатами в ленте все равно оставалось место лиричности, присущей режиссеру, а за «балетом» машин находилось место человеку и красоте человеческого лица. Так «Небывалый поход» оказывался мостиком между работами «киноглаза» 20-х, важной эпохой в истории документалистики, и золотым веком авангардного кино 60-х, с его монтажом и визуальными экспериментами. А заодно и последней большой работой самого Кауфмана, чья последующая судьба оказалась весьма трагичной.
Короткометражный фильм «Антракт», открывший миру выдающегося французского режиссера Рене Клера, – еще более авангардная работа в программе «Немых ночей».
Снятый по заказу Шведского балета в Париже, «Антракт» планировали показывать в перерыве спектакля с символичным названием «Спектакль отменяется». Однако балет был распущен через пару месяцев, и Клер перемонтировал киноантракт в 1967 году, сделав его полноценным фильмом.
«Антракт» передает атмосферу Франции 20-х годов с ее бурлящей жизнью, эксцентричными выходками художников и их извечной любовью к экспериментам и отрицанием всего на свете. Сценарий к оригинальному балету и частично к фильму написал один из лидеров дадаизма и сюрреализма Франсис Пикабиа, музыку – великий композитор-авангардист Эрик Сати, а среди исполнителей ролей мелькают великие Марсель Дюшан и Ман Рэй. Все это превратило небольшую забаву в гротескное действие, где высмеивалось раннее кино, сюжет был подчинен музыкальному ритму, а герои позволяли себе невероятные выходки. Сам фильм имел огромный успех, хотя и стал единственным опытом сотрудничества Рене Клера с сюрреалистами и наиболее безумным творением в карьере режиссера.
Кинолента «Черный ход» считается важной вехой в истории немецкого кино, ее часто ставят у истоков киноэкспрессионизма, а многие приемы, используемые в фильме режиссером Леопольдом Йеснером, впоследствии станут ключевой составляющей картин Фридриха Мурнау, Фрица Ланга и Георга Вильгельма Пабста.
Сам Йеснер, для которого это был дебют в кино, ранее прославился как режиссер Берлинского театра. Из театра он принес игру света и тени, которая и создала пугающую атмосферу фильма, и совместил ее со сценарием Карла Майера, еще одной важной фигуры в истории немецкого кино (он написал сценарии для фильмов фильмов Мурнау и ленты «Берлин: Симфония большого города»). Так появилась трагическая история служанки богатого пансиона, ожидающей писем от своего возлюбленного. Письма перехватывает полубезумный горбун, живущий в подвале пансиона, а их встреча в конечном итоге приводит к самому неожиданному финалу.
Наиболее лирическим и трагическим фильмом фестиваля можно считать «Богиню» китайского режиссера Юнгана У. В картине рассказывается о жизни матери-одиночки, которая ради того, чтобы прокормить своего сына, по ночам работает проституткой. Все ее попытки бросить эту работу тут же наталкиваются на агрессию сутенера, а мечты о том, чтобы уберечь сына от уличной жизни, – на суровую реальность, с ее неизбежным классовым делением.
«Богиня» вышла на экраны в 1934 году, когда в кино уже вовсю использовался звук. В Китае из-за отсутствия оборудования, все еще снимали немые фильмы, несмотря на то, что кинематограф это страны как раз переживал свой подъем. Главной особенностью китайских немых фильмов была открытость к самым острым социальным темам, небольшой уклон в левую идеологию и обязательная мелодраматичность.
«Богиня» – возможно, самый показательный пример кино этого периода. Здесь поднимаются не только классовые вопросы, рассказывается о жизни «на дне», но и довольно наглядно критикуется место женщины в китайском обществе. Причем показывается все это на фоне жизни Шанхая с его разделением на видимую (дневную) и скрытую (ночную) жизни и становлением как будущего мегаполиса. Сам же фильм обрел культовый статус еще и благодаря исполнительнице главной роли – Жуань Линъюй, звезде китайского кино 30-х годов, которая покончила с собой на пике славы – в возрасте 24 лет и спустя год после выхода фильма на экран (в 90-х о ее судьбе выйдет фильм «Актриса» с Мэгги Чун в главной роли).
Фестиваль архивного кино пройдет в Центре Довженко с 11 по 13 мая. Подробное расписание – на странице события в фейсбуке.