“Ангелы революции” Алексея Федорченко – участник основного конкурса и один из очевидных фаворитов (напомним, что в Одессе обладателя главного приза определяют зрители). В “Ангелах революции” события происходит во время Казымского восстания – малоизвестной в России истории, когда народы Севера протестовали против становления на их земле советской власти. Предыдущие два фильма Федорченко – ”Небесные жены луговых мари” и “Овсянки” – с большим успехом были показаны на украинских кинофестивалях, поэтому хочется верить, что и “Ангелы” не станут исключением.
“Бердмен” Алехандро Гонсалеса Иньяритту – отчаянный жест одесских отборщиков, решивших привезти лауреата премии “Оскар” в категории “Лучший фильм года” и показать его в Украине легально спустя полгода после того, как все посмотрели его с торрентов. Впрочем, “Бердмена” на большом экране захотят посмотреть как те, кто его по каким-то причинам до сих пор не видел, так и те, кто уже его видел. Это выдающийся фильм о кухне театра и том, какие безумные люди в нем работают. К слову, Владу Троицкому “Бердмен” очень понравился.
“Живая ватра” Остапа Костюка – участник полнометражного национального конкурса, один из самых обсуждаемых украинских фильмов года. Премьера его прошла на “Молодости”, а затем “Живая ватра” была показана на Docudays, следом была отобрана на кинофестиваль Hot Docs и в Карловы Вары. Костюк с огромной любовью и умением показывает жизнь карпатских овчаров и то, как они переживают перемены.
“Курт Кобейн: чертов монтаж” Бретта Моргена – документальный фильм о лидере группы Nirvana Курте Кобейне покажут в программе “Music Docs”. Премьера фильма прошла на кинофестивале Санденс, и с тех пор он стал настоящим любимцем критиков. В “Чертовом монтаже” много видео, которое будет интересно фанатам, но и в принципе оптика, выбранная Моргеном, позволяет рассказать о Кобейне очень честно и эмоционально.
“Лобстер” Йоргоса Лантимоса – один из лучших фильмов года и один из самых ожидаемых – на Одесском кинофестивале. Обладатель приза жюри Каннского кинофестиваля. “Лобстер”, как вы уже наверняка неоднократно слышали и читали, – абсурдистская антиутопия о возможности любви в условиях тоталитаризма. Но, если отбросить сложные и пафосные слова, “Лобстер” – это фильм о любви с невероятным сценарием и детально выписанным миром.
“Любовь” Гаспара Ноэ – нашумевший в Каннах фильм, маневрирующий на грани художественного фильма и порнографии (впрочем, кто сказал, что это разные вещи?). Для кого-то “Любовь”, снятая в 3D со всеми вытекающими последствиями, пересекает эту тонкую грань и становится порнофильмом, творением низкого жанра, а для кого-то остается тонкой историей о физиологии любви.
“Люмьер!” – программа, составленная из 98 отреставрированных фильмов, снятых братьями Люмьер с 1985 по 1905 годы. Премьера программы прошла на Каннском кинофестивале – там фильмы показывались в сопровождении Тьерри Фремо, комментировавшего каждый фильм, сидя на сцене. Фремо – арт-директор Каннского кинофестиваля и директор Института Люмьер – приедет с программой в Одессу. Поэтому пропустить эту экскурсию к основаниям кино никак нельзя.
“Одесса в огне” – ретроспектива отреставрированных фильмов об Одессе времен румынской оккупации во Второй мировой войне. Программа осмысляет актуальную для Украины сегодня проблему оккупации и показывает, как одни и те же события могут отличаться в разных кинематографических парадигмах.
“Перламутровая пуговица” Патрисио Гусмана – необычный чилийский документальный фильм, один из призеров Берлинского кинофестиваля. Важный момент – необходимо высидеть первые полчаса фильма, чтобы понять, за что “Пуговицу” оценило берлинское жюри. Она начинается как типичный фильм телеканала “Дискавери” – мягкий голос сообщает, что вода – это вселенная, чтобы уже через сорок минут рассказать, что с этой вселенной (да и с другими тоже) сделали люди, возле воды обитавшие.
“Песнь песней” Евы Нейман – один из двух украинских фильмов, отобранных в международный конкурс ОМКФ. Долгожданный фильм, чьей премьеры мы ждали на Каннском кинофестивале, но не дождались. Новый фильм Нейман, поставленный по одноименному роману Шолом-Алейхема, получит премьеру еще и в Карловых Варах, где будет показан в основном конкурсе.
“Просто Джим” Крэйга Робертса – дебютный фильм актера, которого мы помним по симпатичной хипстерской “Субмарине” Ричарда Айоади. Робертс снял фильм о парне, переживающем – как и все в его возрасте – экзистенциальный кризис. Он – не самая популярная личность в школе и вообще немножко лузер, но у него появляется шанс измениться, когда по соседству селится Дин, обещающий помочь с изменением имиджа.
“Сын Саула” Ласло Немеша – еще одна долгожданная каннская премьера. Обладатель второго по важности приза 68-х Канн, дебют венгерского режиссера Ласло Немеша, учившегося у легендарного Белы Тарра. Это нетривиальная драма об узнике концлагеря, члене зондеркоманды, однажды обнаруживающего тело мальчика, которого он принимает за собственного сына. Фильм будет тяжеловат для программы такого летнего фестиваля, как Одесский, но в целом это отличный пример для наших молодых кинематографистов, как можно и нужно снимать кино даже на сложные и перепаханные всеми режиссерами мира темы.
“Такси” Джафара Панахи – обладатель “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля, удивительное кино, снятое режиссером в условиях запрета на профессию и домашнего ареста. Еще один пример для наших режиссеров: если хочешь снимать кино и знаешь, о чем, ты его снимешь, несмотря ни на что. Сам Панахи играет главную роль – самого себя, сидящего за рулем такси и становящегося участником миниисторий совершенно разных людей – от двух пожилых женщин, везущих рыбку в целлофановом пакете, до собственной остроумной племянницы.
Украинские короткометражки – единственная возможность увидеть более-менее внятный срез молодого украинского кинопроцесса. И если отсматривать все программы кинотеатра “Лира” может не хватить сил и терпения, то посмотреть 18 отобранных короткометражек все-таки стоит, если вы хотите узнать ответ на животрепещущий вопрос: “А что, в Украине есть кино?”.
***
Отдельной строкой: не пропустите специальный показ "Племени" Мирослава Слабошпицкого – фильм представит сам режиссер, нашумевший "Русский дятел" Чада Грасиа, "Под электрическими облаками" Алексея Германа-младшего, о котором все-таки стоит составить собственное мнение, "Плен" Анатолия Матешко, "Украинский аргумент" Сергея Маслобойщикова про Майдан, "Гражданина Кейна" – надеемся, отреставрированного, – показы которого в Каннах и в Одессе посвящены 100-летию со дня рождения великого Орсона Уэллса, и показ "Человека с киноаппаратом" на Потемкинской лестнице в сопровождении оркестра Michael Nyman Band и самого Майкла Наймана, известного британского композитора-минималиста.
6-й Одесский международный кинофестиваль открывается уже завтра, 10 июля, фильмом Квентина Дюпье “Реальность”. Продлится киносмотр до 18 июля. Подробное расписание показов ищите на официальном сайте ОМКФ.