Группе ubik. второй раз к ряду удалось заставить говорить о себе. И какой бы характер не принимали эти разговоры, но если даже разморенное летним зноем киевское худсообщество внимательно следит за происходящим в Bereznitsky&Partner Gallary, значит, проект как минимум, заслуживает внимания.
Юношеский задор и нежелание следовать негласным правилам отечественного артпространства во все еще одержимой живописью (но уже скорее по экономическим, нежели эстетическим причинам) Украине, сделали свое дело. И потому уже сейчас, за неделю до финала проекта «Измерение N», его можно считать удавшимся, хотя и не без оговорок.
Идея проекта проста и лаконична. Группа ubik. работает с пространством галереи, трансформируя почти до неузнаваемости ее привычный облик. Происходит это в пять этапов, каждый из которых длится неделю и соответствует одному измерению.
Первое – точка отсчета – черная как графит сетка, нанесенная на поверхность белоснежных стен, ставшая основой для всех последующих преобразований. Второй этап - работа с плоскостью – оптические иллюзии не выходящие за пределы двухмерного пространства. Затем следует третий, экспериментирующий с объемом этап; после чего, на четвертом, появляется время, проявляющее себя в различных анимированных проекциях интегрированных в экспозицию. Последний пятый этап - это итог лабораторной работы, объединяющий опыт всех измерений: один объект, содержащий всю потенциальность своих возможных трансформаций.
По большому счету, все достоинства и недостатки формальных решений этого проекта лежат на поверхности, поэтому мне не хотелось бы подробно тут на них останавливаться. Гораздо важнее сейчас понять, почему при всем интересе к проекту, к группе, к галерее не возникло никакой профессиональной дискуссии вокруг этой качественной и хорошо сделанной работы.
Весьма разрозненные эмоциональные заявления местных арт-деятелей разного калибра, на фоне полного отсутствия конструктивной и внятной критики выглядят не только неубедительно, но и весьма нелепо. С разной степенью увлеченности, они либо пытаются вписать этот проект в одну (!) общемировую модную тенденцию (что уже само по себе странно), либо усматривают в нем вторичность, причем не только по отношению к истории искусства, но и к тиражирующей все без разбору попкультуре.
Весь ажиотаж вокруг «энного измерения» все больше напоминает мышиную возню. С одной стороны – не всегда разборчивый в художественном продукте зритель, готовый восхищаться всем, что выглядит достаточно впечатляющее для того, чтобы не думать о смысле, с другой - профессиональные критики, весь анализ которых сводится к упражнениям на развитие памяти детей дошкольного возраста: попыткам отыскать в истории искусства похожие образы и сличить картинки.
Пора уже наконец-то признать подобное положение вещей симптомом. Поставить диагноз и назначить лечение. Ведь говоря на чистоту, не только практика нашего искусства застряла в 90-х, но и его критика за последние 20 лет так ни разу и не сменила прописку: эмоциональные высказывания описательного характера при полном отсутствии хоть какого-нибудь анализа. Ничего не напоминает? Комплиментарные почеркушки советских «искусствоведов» сменились текстами с укоризненным тоном и обвинениями во вторичности современных «арт-критиков», но по-преженему без внятных аргументов и понимания контекста.
Возвращаясь к обсуждаемому проекту, следует сказать, что нужно быть весьма непрозорливым любителем укрсучарта, чтобы разглядеть в нем только более или менее изощренные визуальные эффекты. Перекроив пространство Bereznitsky&Partner Gallary на свой лад, участники группы ubik. не просто осуществили изысканный дизайнерский проект, нет, они сделали гораздо более важное усилие.
Начну из далека.
Разочарование системой и тотальная неуверенность, пропитавшая все области нашей жизни, решается в отечественной худпрактике как правило тремя опробованными временем способами:
- унылое нытье, наскучившее всем без исключения;
- более или менее удачная художественная стимуляция болевых точек общества;
- и совсем уж малоактуальные - попытка сбежать из опротивевшей действительности на территорию «прекрасного»;
Убиквистам не подходит ни первое, ни второе, ни третье - отваживаются предложить собственное решение.
Прекрасно отдавая себе отчет в том, что выйти из этой удручающей игры смыслов не удастся они стараются оживить поднадоевший процесс. Создают свои правила, учатся играть сами и обучают новых игроков. Именно поэтому они избрали стратегию незавершенного проекта – визуальной лаборатории – где высказывания не существует изначально, оно формируется, на глазах у зрителей и при их непосредственном участии.
Не смотря на всю дерзость эксперимента, очевидно, что этот проект - результат сомнений, внутренних противоречий и попытки вырваться из порочного круга традиционных решений и приемов пяти молодых художников, прошедших все прелести отечественного художественного образования. Это лабораторная работа сравнима с академическими штудиями, развивающими руку, тренирующими глаз и помогающими выработать необходимый современному художнику образ мысли. При этом, убиквисты не стараются никому подражать, не делают прямых заимствований. «Измерение N» существует вне межстилевых и межвременных отношений, вне социальной критики, вне праздной риторики, вне поднадоевшей постмодернистской иронии, вне догматичной схоластики традиционного искусства, вне законов и вне правил арт-рынка. Вы спросите как это возможно? Очень просто: также как вне всего этого существовали когда-то и существуют по сей день академический рисунок и учебные постановки – они не требуют контекста, потому что без них контекста искусства вообще не существовало бы. Только в процессе подобных штудий художник становится художником, получает набор необходимых инструментов и ключ к пониманию творческого процесса. Не пройдя этот необходимый подготовительный этап – он вряд ли когда-нибудь сможет стать артистом. Следует признать, что на сегодняшний день подобное самообразование - единственноверная и единственновозможная тактика для молодых украинских художников. Именно потому Измерение N – это уникальный, сверхсознательный учебный проект – не больше, но и не меньше.
В графичных линиях расчертивших пространство Bereznitsky&Partner Gallary и так убедительно трансформирующих его, присутствует не только влияние киберпанка и очарованность компьютерной виртуальной реальностью, его генетический, можно даже сказать молекулярный уровень хранит память и о линейной перспективе, и об опытах Вазарелли, и об экспериментальном видеоарте 80-х. Сознательное самоограничение изобразительных средств также часть эксперимента, результат которого выражается в их острой нехватке и уже осмысленной ценности.
Все, что мы видим в пространстве галереи - эти мудреные выклеики и сложные объекты идейно можно свести к одному простому заключению: особенности нашего восприятия диктуют границы нашего мира. Судя по отзывам посетителей, оказалось, что даже такой спектакулярный проект содержит в себе невероятный потенциал возможностей стимулировать мышление и развивать воображение, проявлять шаблоны и стереотипы нашего восприятия и это большее, что можно было бы получить от подобного эксперимента. Тем не менее, его результаты нам еще только предстоит оценить уже в следующих проектах группы ubik.
P.S. Однажды, моя старшая сестра вручила мне книгу «Сто лет одиночества» Г-.Г.Маркеса со словами: «то, о чем пишет Маркес, не пишет никто!». Конечно, под словом «никто» скрывались те немногие авторы, прочитанные моей 15тилетней сестрой за свою недолгую читающую жизнь… Этот же пафос юных первооткрывателей прописных истин присутствует и во втором проекте групы ubik., но именно в нем и заключается его главная ценность и ни на какую другую он не претендует.