До начала рассмотрения особых возражений депутаты не проявляли. Опасение вызывали разве что упоминание о компенсациях гражданам, подпадающим под категорию депортированных да право возвращения исторических названий населенным пунктам Крыма. В ходе обсуждения можно было бы внести поправки, чтобы не обременять бюджет социальными гарантиями да не тревожить воображение нетатарского населения Крыма об исламизации полуострова.
К тому же принятие закона было бы неплохим подарком многострадальному народу в канун годовщины крымско-татарской трагедии, которую ежегодно отмечают 18 мая. В этот день 68 лет назад крымские татары поголовно были объявлены предателями и выселены с родных мест. И хотя в 1974 году депортированным было разрешено возвращаться на родину предков, воспользоваться этим правом им было позволено лишь в 1989 году.
Словом, закон претендовал на имитацию принципов гражданского согласия и не предвещал никаких парламентских недоразумений. Но для того и существует украинская политика, чтобы вздымать штормы в ясную погоду. Если на дворе предвыборное время, ничто не помешает посеять бурю. На этот раз рассерженным Посейдоном вообразил себя лидер коммунистов Петр Симоненко. Его речь, выхваченная из запыленных сталинских архивов, поражает воображение нечеловеческим цинизмом и исторической несправедливостью.
Такое нельзя пересказать, поэтому цитата: «Для обороны Крыма было сформировано две дивизии — а это более 20 тыс. человек,— состоящие из представителей крымско-татарского народа. В один день они перешли на сторону Гитлера, подчеркнул товарищ Симоненко. — Именно они вспарывали животы беременным женщинам, о чем даны свидетельские показания во всех судах!».
В итоге закон был похерен, а в Симферополе начались весьма непростые процессы. На митинг в столице автономии вышли тысячи людей. Начали с проклятий в адрес главного украинского коммуниста, потребовав запретить ему ступать на крымскую землю.
По традиции участники шли несколькими колоннами с окраин Симферополя к площади Ленина. Митингующие принесли с собой плакаты, на которых содержались требования, которые озвучиваются на подобных акциях в течение многих лет: наделить каждого крымского татарина земельным участком, восстановить татарскую топонимику, возродить образование на татарском языке, принять закон о восстановлении прав депортированных.
В былые годы крымские власти пытались подражать требованиям митингующих, потчуя их обещаниями. Как правило, к людям выходили высокопоставленные чиновники, говорили какие-то слова, о которых все забывали до следующей годовщины. На этот раз ни премьер-министр Крыма Анатолий Могилев, ни спикер парламента Владимир Константинов посетить мероприятие не решились. За них отдувались чиновники низшего уровня.
Зато постаралась оппозиция, которую в Симферополе представлял вице-спикер Верховной Рады Украины Николай Томенко. Прибыли и зарубежные гости, среди которых особо выделялись известный советский диссидент Владимир Буковский и московская правозащитница Людмила Алексеева.
Сами проблемы крымских татар, - а они действительно серьезные и требующие незамедлительного решения, речь идет о земельных вопросах, о социальной защите депортированных, о коррупции и произволе властей - как в Симферополе, так и в Киеве были искусно подменены проклятиями в адрес Петра Симоненко, украинских коммунистов и тех, кто восхваляет сталинские времена, восстанавливает о нем помять в гипсовых изваяниях, машет красными знаменами над страной. Характерным в этом плане стало заявление лидера объединенной оппозиции Арсения Яценюка, потребовавшего у генерального прокурора Украины завести дело на Петра Симоненко за разжигание межнациональной розни.
На самом же деле что слова главного коммуниста, что ответ на них главного «фронтовика» служат одной цели: погасить политической трескотней тлеющее социальное недовольство населения, в данном случае в отдельном регионе. Закрадывается такое подозрение, а не в одном ли кабинете составлялись тезисы спичей и Симоненко, и Яценюка, раз они служат единой цели?