«Любовь» Ханеке, которая считается фаворитом нынешнего конкурса, при других обстоятельствах - если фильм снял не Ханеке и там не было бы Жана-Луи Трентиньяна, Эммануэль Рива и Изабель Юппер - фильм вряд ли попал в конкурс Канн. Все как-то разом сошлись во мнении, что до Ханеке старость таким крупным планом (за планы отвечал Дариус Хонджи, оператор у Жана-Пьера Жене и немножко у Финчера) мало кто показывал. Поэтому и звезд у «Любви», по версии журнала Screen, собралось немало.
Меня же во время просмотра - а вернее, где-то со второй половины фильма - не отпускало чувство «где-то я уже это видел». Далеко идти не пришлось: в 2011-м году на «Молодости» был практически такой же фильм - полнометражный дебют исландского режиссера Рунара Рунарссона «Вулкан». Пожилая пара любит друг друга, но мужчина, за неимением свойства выражать свои чувства, внешне выглядит неприступным и холодным. Жену разбивает инсульт, мужу приходится подстраиваться под новую жизнь - ухаживать за женой, которой становится все хуже и хуже с каждым днем, менять режим дня и так далее. Конец слишком очевиден, чтобы его описывать. Вот и вся любовь.
При этом разыграно все, конечно же, гениально. Французские актеры старой школы как будто специально вернулись на экраны, чтобы дать фору молодым исполнителям. Мастерства у них не отнять, а вот Ханеке, пожалуй, лучше смотрится с темой жестокости и изобличения европейского общества. Он, конечно, может, и рад, что снял такое «простое кино», но боюсь, что на участие в фестивальной конкурсной программе оно вряд ли может претендовать на полных основаниях.
То же самое, как ни странно, касается фильма «Доля ангелов» Кена Лоуча - развлекательной трагикомедией из жизни шотландской глубинки. Паренек Робби получил смягчающий приговор и решил, что пора завязывать якшаться с криминалитетом. Получается не очень, но социальные работы, к которым его приговорил суд, принесли свои плоды не только обществу, но и самому герою. Робби попадает на заседания виски-клуба, где впервые слышит о неизвестной марке виски, которую, если найдут где-то в недрах Шотландии, продадут за большие деньги. А деньги ему как раз очень нужны - чтобы переехать из Глазго с девушкой и новорожденным ребенком и начать новую жизнь.
«Доля ангелов» - очень веселое и милое кино, но это не «Ветер, который колышет ячмень». Это фильм из ряда тех, что привозят на национальные минифестивали - взять хотя бы те же Дни ирландского кино. Новый Лоуч - это что-то среднее между «На игле» и «Между каналами» - отчасти за счет колорита, отчасти за счет тематики. Это, в конце концов, узнаваемое британское кино, какое мы привыкли видеть, включая телевизор. Тот факт, что «Доля ангелов» попала в Каннский конкурс - при том, что он считается одним из самых сильных за последние годы - не играет на руку последнему. За бортом Канн-2012 осталось слишком много хороших фильмов, чтобы вот так просто прощать промахи в работе отборщиков (свалить все на «не из чего было выбирать» не получится - год выдается отличным как для голливудского мэйнстрима, так и для авторского кино).
Украинский павильон на кинорынке, как уже, наверное, все успели отметить - это небольшая комнатушка со стендами, на которых размещены каталоги украинской киноиндустрии и всякие презентационные бумажки фильмов. Все в один голос твердят, что работа по продвижению украинского кино идет, медленно, но верно, но мне все-таки интересно, кто купит в прокат фильм «ТотКтоПрошелЧерезОгонь».
Немного запутанная навигация во Дворце фестивалей и мое неумение вставать в правильную очередь на сеанс могут нарушить все планы, поэтому я их озвучивать не буду. Тем не менее, завтра фестиваль уже совсем перевалит за половину, во время которой будут показаны самые интересные конкурсные и внеконкурсные фильмы: «Ограбление казино» Эндрю Доминика, «Священные моторы» Леоса Каракса и новый Бертолуччи (теперь в 3D, спешите видеть).