Как проходит работа на кинорынке, есть ли уже какие-то договоренности по поводу фильмов для Молодости?
Надо понимать, что Каннский кинофестиваль - это момент встреч, предварительных договоренностей, потом уже все уточняется по имейлу. Когда-то, лет 15 тому назад, у нас был разговор о том, что с появлением Интернета, большие фестивали умрут. Но пришли к выводу, что они необходимы для того, чтобы посмотреть друг другу в глаза. И это то важное, что здесь происходит. Тем не менее, показывают довольно большое количество фильмов, много из них интересные.
И, конечно, главная часть фестиваля - это работа кинорынка. Уже 5 лет существует украинский павильон в Каннах. И если пять лет назад это была новинка для всех, то сейчас к нам приходят целенаправленно - отобрать фильмы для фестивалей, для дистрибуции. Заметно, что интерес повысился. Повысился он, конечно, еще и в связи с тем, что есть какой-то толчок для развития украинской киноиндустрии. Все-таки немножко больше фильмов в Украине снимают, в рамках кинорынка будут показывать три картины, плюс презентация проектов, которая вчера прошла довольно успешно. Люди ведут переговоры, очень большую работу проводит глава нашего Агентства по вопросам кино Катерина Копылова - у нее много встреч, которые могут вылиться в какую-то интересную ко-продукцию и так далее.
Кроме того, я здесь для того, чтобы отобрать какие-то интересные дебюты для «Молодости». Я уже нашел здесь один интересный французский дебют, предварительно мы договорились, что он будет показан на фестивале. Есть интересный израильский дебют, бельгийский дебют, буду с ними еще говорить. Плюс еще будет вторая половина фестиваля, когда мы будем что-то еще отсматривать, а также внеконкурсная программа. С одной компанией мы договорились об организации такой авангардной программы на «Молодости» - ретроспективы Алена Роб-Грийе. Идет работа, встречаемся с людьми, интересно заманить каких-то звезд на фестиваль.
Вчера, например, встречался с Жаном Дюжарденом, оскаровским лауреатом этого года, - он проявил интерес к тому, чтобы приехать на «Молодость».
Как вы оцениваете нынешнюю программу Канн?
Эта программа Канн - сильнее, чем в последние годы. Когда-то, на одной из пресс-конференций, директор программ Каннского кинофестиваля, Тьерри Фремо очень правильно сказал: «Когда программа хорошая, все говорят - это удачный год. Когда слабее - во всем виноваты отборщики». И это действительно важный фактор: когда есть, из чего отбирать, а когда и нет. По программе этого года у меня такое впечатление, что кино наконец выходит из буксира и появляется что-то новое. Конкурсная программа довольно сильная, хотя, как по мне, было уже пару провальных фильмов, которые не стоило брать. Но это иногда связано с географией отбора. Сегодня я, например, посмотрел индийский дебют в рамках «Недели критики», который ни за что бы не взял на «Молодость». Египетская картина, которая была в конкурсе, - ее взяли абсолютно в связи с политической ситуацией, всех этих революций на Востоке. Наверное, по другой причине ее бы не взяли. Тем не менее, здесь очень хорошие фильмы Одиара, Ханеке, Ульриха Зайдля. В общем, довольно интересная программа.
Вам не кажется, что в этом году есть некий перекос в сторону американского кино? Все-таки 6 из 22-х фильмов в конкурсе.
Ну, некоторые из них больше британские, а не голливудские. Мне кажется, здесь не о чем говорить. Посмотрите на рынок - если раньше рынок был на две трети покрыт американцами, что всегда было характерно - ведь американцы кормят рынок, фестивали в этом заинтересованы. Но сейчас ситуация несколько другая. Пройдите по рынку по Ривьере и вы увидите, что больше павильонов из Китая и Гонконга. Они же спонсировали прием открытия кинорынка. В общем, идет такая интеграция. Страны с большой киноиндустрией, естественно, заинтересованы в них. В отборе, поверьте, есть тоже много ситуаций, когда сильные американские компании оказывают давление на отборочную комиссию. Фестивальные отборщики, в свою очередь, понимают, что если не взять американские фильмы, то будет бойкотироваться рынок, а без американцев рынок провести невозможно.
Но фильм-открытия, который в конкурсе («Королевство полной луны» Уэса Андерсона - прим.), мне показался очень слабым. Другие я еще не посмотрел, говорят, что у Хиллкоута («Беззаконие» - прим.) - неплохая картина. Присутствие американских фильмов естественно, как и французских картин.
Вы еще не видели новый фильм Лозницы, «В тумане»?
Нет, не видел. 6 лет назад я читал его сценарий. Он хотел этой картиной дебютировать в игровом кино. Тогда почему-то наше Министерство культуры не приняло этот сценарий, что было, как видим, большой ошибкой. Он невероятно талантливый человек, я думаю, что этот фильм будет событием на фестивале. У меня большие ожидания насчет этого фильма. О нем много говорят и французы, которые уже его видели, очень высоко оценивают эту картину.