Понятно, почему Виталий Владимирович так четко называет срок в 6 лет: на момент избрания в ВР (30 октября 2012 года) его юристы готовы были подтвердить 5-летний срок постоянного проживания в Украине – в соответствии со Статьей 76 пункт 2. Но теперь, вроде как г-ну Кличко самое время «наращивать» – и на словах, и с помощью юридических уловок – срок постоянного проживания в Украине. А он продолжает отсчет с 2007 года…
К боксеру-тяжеловесу вопросов нет, но ведь кто-то в его штабе должен почитывать Конституцию…
В целом же, если отвлечься от таких «мелочей», то сам «Серьезный разговор» Виталия Кличко со Стивеном Сакером оставил неоднозначное впечатление.
Если слушать г-на Кличко в первый раз, то может создаться впечатление, что он более (когда речь идет о боксе) или менее (при переходе к политике) адекватно реагирует на вопросы ведущего. Однако, когда это – уже «надцатое» по счету интервью, то у автора этих строк возникают ассоциации, навеянные фильмом «Терминатор». Там волей режиссера в ряде эпизодов мы видим ситуацию глазами робота, у которого при появлении нового объекта включается программа распознавания образов. Аналогично и у Виталия – под задаваемый вопрос он пытается в качестве ответа подогнать наиболее близкий по смыслу шаблон.
Когда речь идет о боксе, то здесь программа работает практически безошибочно; проблема лишь в том, что действующая версия программного обеспечения отечественного Терминатора давно не обновлялась. Поэтому мы в который раз слышим про претендента, что тот – «чемпион мира по разговорам». И даже на вопрос о допинге и годичной дисквалификации в 1995-м у Виталия нашелся более или менее приемлемый ответ (впрочем, типичный для всех спортсменов, уличенных в принятии допинга) – мол, виноват доктор…
С политикой ситуация сложнее. Здесь реалии меняются быстрее, а потому программу нужно обновлять чаще. Так, заявление «два с половиной года назад мы вместе с молодыми людьми, у которых такое же видение, создали свою партию» было актуальным до парламентских выборов (с временным периодом «два года назад», разумеется). Но теперь-то мы видим «первые ряды списка»: писательница Мария Матиос, экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, экс-вице-премьер Виктор Пинзеник, экс-мэр Одессы Эдуард Гурвиц, экс-депутат от «Нашей Украины» Ирина Геращенко, экс-замминистра внутренних дел, а ныне – пенсионер Николай Паламарчук, экс-сотрудник службы протокола Секретариата Президента Виктора Ющенко – Мария Ионова, экс-политтехнолог Команды Озимого Поколения (2002) и Арсения Яценюка (2010), а также экс-глава службы Секретариата президента Виктора Ющенко – Ростислав Павленко, и т.д. Не так уж много среди них молодых людей, еще меньше тех, кто два с половиною года назад брался за создание партии Виталия Кличко «Украинский Демократический Альянс за Реформы» (УДАР)...
С Грузией еще комичнее – восхищения тамошними реформами были бы уместны 2-3 года назад (как раз, когда г-н Кличко «вместе с молодыми людьми» создавал свою партию), но не теперь, когда партия Саакашвили потерпела сокрушительное поражение, а главные соратники Мишико – все, как один – находятся под следствием по подозрению в масштабной коррупции…
Справедливости ради отметим, что в старой «подпрограмме» о необходимости достижения энергетической независимости от России появился новый файл – «сланцевый газ», правда в не вполне уместном соседстве – с «энергией ветра и солнечной энергией». Особыми подробностями про сланцевый газ Виталий Владимирович не владеет, знает лишь, что «у нас одни из самых больших запасов сланцевого газа в Европе». Но вкупе с неубиенной формулой «нет ничего невозможного» (в ответ на упоминание ведущим сомнений экспертов по поводу возможностей промышленной добычи сланцевого газа) это позволяет ему с уверенностью смотреть в наше светлое энергонезависимое будущее…
Разумеется, самое сложное в программе распознавания образов – случаи составных объектов. И здесь программа отечественного Терминатора начинает серьезно сбоить… Так, когда ведущий «скрутил» в одном абзаце и Оранжевую революцию, и заключение Тимошенко, и возможные фальсификации на выборах, завершив это вопросом «Почему не вывести людей на улицы?» г-н Кличко ответил: «Мы пробовали справиться с этими проблемами. Мы делали официальные обращения к Президенту Украины, мы объясняли нашу точку зрения. Вы говорите вывести людей на улицы… люди не готовы выйти на улицы. Не все поддерживают деятельность Тимошенко как премьер-министра».
Сам Кличко вряд ли понял, что одним махом он поставил под сомнение как результативность нынешней активности своих соратников по оппозиции – Арсения Яценюка и Олега Тягнибока, пытающихся «поднимать людей» в регионах, так и компетентность Тимошенко как премьер-министра. Не говоря уже об ожидании исправления ситуации «сверху» – от Президента.
Кстати, в ходе беседы он еще раз, отвергая уголовную ответственность для Юлии Тимошенко, настаивает на ответственности политической, тем самым четко дистанцируясь от неудобной для него оппозиционерки. Касательно коллег по оппозиции, у г-на Кличко также включена (причем, с момента окончания выборов) подпрограмма дистанцирования: «у нас разные партии, разные идеологии, разные предвыборные обещания…».
Строго говоря, политические позиции Виталия Кличко из беседы на ток-шоу «Серьезный разговор» приблизительно понятны. Также как абсолютно понятно то, что было бы лучше, если бы их озвучивали другие спикеры. На фоне молча улыбающегося украинского Терминатора…
P.S. Еще один «прокол» политконсультантов Виталия Кличко – ответы на вопрос о его личном финансовом состоянии и активах, и о том, что официально заявленные в декларации цифры не соответствуют реалиям доходов Виталия Владимировича. Проявленная чемпионом уклончивость хороша для «внутреннего пользования», но на Западе вызывает вполне определенную реакцию, озвученную г-ном Сакером в дипломатичной форме: «Суть в том, что вы сейчас политик. Вы ответственны перед своими избирателями, вы ответственны перед своим народом, и вы боретесь с коррупцией. У вас есть обязательство быть «чистым».