ГоловнаБлогиБлог Дарьи Касьяновой

Исцеление миром

Забыть о войне нельзя помнить.

Запятую в этой фразе каждый ставит самостоятельно, но есть люди, которым нужно помочь найти верное решение. Это те, кто пережил войну, кто был с ней один на один и кто до сих пор не может избавиться от ее преследования.

Фото: Предоставлено автором

Она – кошмар во сне и наяву. Среди людей, переживающих его, есть взрослые, но больше всего среди них детей. И сегодня лучшая команда психологов Гуманитарного штаба Рината Ахметова помогает им примирить себя с ужасными событиями, которые им пришлось испытать, и исцелить тяжелейшие военные травмы.

Дорогу - лучшим

Для оказания всесторонней помощи детям, пережившим войну, а также их родителям Гуманитарный штаб открыл три центра психологической поддержки. Один из них работает на «Донбасс Арене» - для детей и родителей из Донецка и Макеевки, второй – в Мариуполе для мариупольских детей и детей-переселенцев, третий - в Киеве (он открыт на базе академии ДТЭК). Каждую субботу психологи занимаются с детьми, помогая им реабилитироваться после пережитого в зоне АТО.

К работе мы привлекли специалистов, получивших особую подготовку. В данный момент в Гуманитарном штабе 250 психологов проходят курс «Травма войны». Почти все уже завершили 2-3 модуль «Дети и война», освоили основы семейного консультирования, получили знания о том, как нужно работать с ребенком и его семьей, чтобы помочь им реабилитироваться после пережитого на войне.

Почти все наши психологи уже организовали группы помощи, и почти все специалисты вошли в школьные коллективы. Это крайне важное достижение, ведь в Украине работают ограничения Кабинета министров, которые далеко не каждому специалисту дают возможность работать в школе, однако мы обосновали необходимость того, что именно наши психологи должны оказывать помощь детям в учебных заведениях, и к нам прислушались. Даже на территориях «ДНР», не говоря уж о мирных населенных пунктах Донбасса, наши психологи активно работают в школах, детских садах, дворцах творчества, и активно помогают детям и взрослым.

Играя, уйти от войны

Изначально в детских коллективах создаются так называемые диагностические группы. В присутствии классного руководителя и родителей (если они хотят) с детьми проводится игра, по результатам которой психологи определяют их состояние. Дети разные: есть те, кто не нуждается в помощи (однако часто даже им интересно заниматься с психологом), но есть и те, чье состояние вызывает некоторые опасения. И в этой ситуации мы предлагаем родителям прийти в наши центры или посетить индивидуальные занятия с психологом.

В самих центрах дети разделяются по возрастам: в первой группе находятся малыши до 8 лет, во второй – от 9 лет и старше. Удивительно, но чаще к психологам приводят именно маленьких деток в возрасте 4-6 лет, хотя всем известно, что переживаниям в таких критических ситуациях больше подвержены подростки. Эту тенденцию, пожалуй, можно считать позитивной: она свидетельствует о том, что родители малышей чувствительны к проблемам своего ребенка, не думают, что маленький возраст «все спишет» и стараются максимально сохранить его чувства с самых ранних лет.

Каждое занятие для детей – тоже своеобразная развивающая игра. Дети рисуют, общаются, учатся в группах устанавливать доверительные отношения, работать в команде, помогать друг другу. Они изучают, как важна поддержка в жизни каждого человека. И в игровой форме дети учатся общаться не только друг с другом, но и с самими собой. Это помогает им лучше понимать себя, осознавать, что они чувствуют, почему они это чувствуют, и нормально ли это.

До свидания, война

Нас очень радует, что даже первые занятия дают отличные результаты. Когда ребенок приходит к нашим психологам во 2-3 раз, он уже демонстрирует хорошую обратную связь. Дети учатся нормально спать, учатся переключаться с негативных переживаний на позитивные… Особенно хорошие подвижки у детей школьного возраста. Они начинают заниматься тем, что им по душе, читать интересные им книги. Фактически ребенок снова становится ребенком.

Только в феврале мы провели диагностические занятия с 980 детьми в Мариуполе. При этом к нам обратились 300 взрослых – это могли быть как родители, так и учителя, воспитатели школьные психологи. Был даже случай, когда к нам обращался детский невропатолог, который перепоручил нашим специалистам своих маленьких пациентов. И психологи Гуманитарного штаба помогли им справиться со страхами и стрессами.

Не стану скрывать: нас очень радует, что все, кто к нам обращается, высказывают огромное доверие к учредителю Гуманитарного штаба Рината Ахметова. Люди так и говорят: «Мы придем к этим психологам, потому что это психологи штаба Рината Ахметова». Мы это наблюдали еще во время эвакуации людей с оккупированных территорий: уже тогда переселенцы запоминали нас, и при всем необъективном информационном поле, создающемся вокруг Гуманитарного штаба, сохраняли доверие к имени Рината Леонидовича. Это не преувеличение, это говорят сами люди. И мы понимаем, что это не просто «комплимент», это скорее своеобразная планка – мы должны соответствовать этому доверию, должны постоянно работать на самом высоком уровне. Именно поэтому мы всегда очень тщательно подбираем психологов, в нашей команде – только лучшие специалисты.

Мы знаем: доверие между психологом и его маленьким клиентом – это едва ли не главный фактор успеха терапии. Нам очень важно, чтобы психологи, которые уже начали с нами работать, прошли этот путь до конца. Дети должны посещать одного специалиста, не меняя его. И мы замечаем, что родители нам звонят и просят организовать встречу с конкретным специалистом, у которого они уже были. Регулярность и постоянство позволяют быстрее достичь результата, помогают по-настоящему отпустить войну.

Взрослые проблемы, взрослые решения

Отдельно отмечу: помогая детям, мы видим, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания взрослых. Они держатся до последнего, сами себе говорят, что с ними-то уж точно все в порядке, и психологическая помощь им не нужна. Однако даже такие «стойкие» после занятий остаются и общаются с психологами, просят у них различные рекомендации.

Иногда даже бывают ситуации, когда с ребенком все совсем не так страшно, как кажется на первый взгляд, а вот у взрослого – серьезные проблемы. И помогая ребенку, мы, по большому счету, помогаем и его семье, даем взрослым советы, как бороться со страхами, как вести себя, если что-то пугает.

Кстати, страхи – это то, от чего страдают как дети, так и взрослые. Но, даже осознавая эти страхи, взрослые люди склонны по-детски отрицать необходимость помощи. «Я бы привел ребенка к психологу, но у меня ребенок не псих!» - таков самый типичный подход.

Мы уже не раз поднимали эту тему: в Украине отсутствует культура понимания психологической поддержки, важность общения с психологом вызывает отчуждение и страх. А ведь так просто понять: переживать военные страхи нормально. Новое поколение украинцев впервые находится в такой ситуации, оно впервые получило такой мощный стресс. И чтобы справиться с ним, ему просто нужна помощь профессионалов, которые знают, что нужно делать. Они просто помогут не загнать страх в глубину, не сделать проблему «хронической», а решить ее и оставить в прошлом.

Сегодня культура психологической поддержки у нас складывается на основе американских фильмов и книг. И многие взрослые отказываются от нее, считая, что им «лечиться не нужно». Мало кто понимает, что психотерапия – это особый вид исцеления. Он не предполагает медикаментов, уколов и процедур. В условиях войны он просто дает исцеление миром, и чтобы получить его, зачастую нужно лишь одно – принять необходимость терапии. Мы готовы подставить свое плечо тем, кто, уехав, по-прежнему остается мысленно и душевно жить на войне. И взрослым, и детям нужно пройти особый путь, чтобы снова начать жить в мире. И на этом пути они никогда не останутся одни.

Дарья Касьянова Дарья Касьянова , Руководитель программ и проектов Гуманитарного штаба Рината Ахметова
Генеральним партнером розділу «Здоров'я» є медична мережа «Добробут». Компанія розділяє цінності LB.ua щодо якісної медичної допомоги, та не втручається у редакційну політику LB.ua. Усі матеріали розділу є незалежними та створеними відповідно до професійних стандартів.