После «Минска-2»

В ближайшие дни исполняется год со дня подписания так называемого «Минска-2». Второе минское соглашение привело к прекращению активной фазы боевых действий на Донбассе и переводу конфликта в хроническую форму. Почему невозможна окончательная заморозка конфликта и переход оккупированной части Донбасса сейчас обратно в юрисдикцию Украины, и что нам делать? Давайте вместе разберемся.

Фото: EPA/UPG

Почему возник конфликт Украины и России? Не удивляйтесь, уважаемые читатели, но, началось все еще в далеком 1991 году. После провала путча ГКЧП, Михаила Горбачев, как легитимный президент СССР, был еще достаточно силен, поэтому Борис Ельцин, побаиваясь его, как опытного аппаратчика, решил нанести Горбачеву удар, от которого тот не должен был оправиться. Заключив Беловежское соглашение о создании СНГ (новый союзный договор) между Россией, Украиной и Белоруссией, он фактически лишил юридического смысла существование прежней политической надстройки, старого союзного государства - СССР. Могу предположить, что если бы Ельцин смог бы победить Горбачева в борьбе за пост президента СССР, то он не стал бы этого делать. Но Ельцин, человек импульсивный (вспомним его реакцию на конфликт с Верховным Советом РФ в 1993 году и расстрел здания парламента), решил пойти иным путем. В результате подписания договора о создании СНГ, РФ, как наследник СССР, разом лишилась значительной части территории СССР (ментально советские лидеры, всегда считали национальные республики и другие автономии чистой формальностью).

Но в 1991 году большинство российского населения было кто в эйфории от обретенной экономической свободы, а кто (таковых большинство) в страхе перед новыми экономическими реалиями. Только с приходом Владимира Путина в начале 2000-х годов российские элиты, пришедшие к власти (в основном выходцы из КГБ СССР), начали осознавать, что Ельцин сделал большую глупость, принеся из-за своих узкоэгоистических интересов в борьбе за власть с Горбачевым огромную территориальную жертву. «Фантомные боли» по утраченным «исконным» территориям привели Путина сотоварищи к развороту тренда внешнеполитического развития. И уже в 2008 году, в результате российско-грузинского конфликта были отняты территории суверенной Грузии - Южная Осетия и Абхазия. Преодолев короткий по времени экономический кризис 2008 года, и испытав прилив сил во время очередного ралли нефтяных цен 2010-2014 годов, Путин замыслил восстановление СССР в рамках доктрины единого экономического пространства (ЕврАзЭС).

Теперь я уверен, что Путин мыслил ЕврАзЭС только как первый шаг воссоздания нового СССР и в политическом плане. Не зря же он в своих речах все время говорил о том, что в современном мире выживают только крупные политические сообщества. Однако, восстание украинского народа против клептократии Януковича спутало Путину все карты. Как человек не менее импульсивный, чем Ельцин (что не характерно для разведчика, но, мы знаем, что в КГБ Путин не достиг высоких званий и должностей), он решил аннексировать у Украины Крым, что ему и удалось.

Аппетит приходит во время еды: когда военный авантюрист Игорь Стрелков высадился в Донбассе, и в стиле кондотьеров Средних веков и Нового времени, на свой страх и риск, начал осуществлять военный террор (при тогдашнем временном шоке и не готовности украинской армии и других силовых структур дать агрессору достойный ответ), Путин сначала наблюдал за ходом событий. Но когда украинская армия пришла в себя, и ликвидация группировки Стрелкова стала вопросом короткого времени, Путин решил поддержать Стрелкова и начал, так называемую, «гибридную» войну.

Путин просто не мог поступить иначе, так как внешняя экспансия (как учил Мао Цзэдун советского политолога Федора Бурлацкого: «Наш коронный номер - это война») являлась единственным выходом для Путина, чтобы отвлечь внимание россиян от нарастающих с 2012 года проблем в экономике. Тем более, что классическими управленческими методами он этого сделать не мог, так как оказался абсолютно неумелым экономистом, в чем мы, сейчас, в период сверхнизких мировых цен на энергоносители, окончательно убедились.

Критическая зависимость экономики России от экспорта энергоносителей дала себя знать. Своими агрессивными действиями Путин сам загнал себя под международные санкции. Тут необходимо также сказать, что кроме ностальгии по СССР, аннексия Крыма была необходима Путину, так он является ярым последователем доктрины геополитики (в этом можно убедиться, посмотрев недавний российский документальный фильм Владимира Соловьева «Миропорядок» с Путиным в главной роли, в котором он легко обращается со сложной понятийной системой геополитической науки, навскидку цитируя основателя геополитики Хэлфорда Маккиндера, и прямо заявляя о геополитических интересах России в Сирии). Поэтому стремление, чтобы его фобии не реализовались (для всего мира мнимые, но для него реальные), а именно нежелание увидеть марширующую американскую морскую пехоту в Севастополе, и привело его к этой прискорбной военной авантюре.

В результате, когда у него «отхлынула кровь от головы», он увидел себя с приобретенной вообще ненужной ему территорией – Крымом. А также намертво завязнувшим в Донбассе, и под жесточайшими экономически санкциями, силу которых Путин вначале недооценил, так как я уже сказал, что он - неважный экономист. Вынужденный прекратить эскалацию конфликта в Донбассе, под давлением Запада, он перенес, как азартный игрок, свои агрессивные действия в Сирию (опять совершив фатальную ошибку), наивно рассчитывая, что американцы, которые ценят жизни своих солдат весьма высоко (это историческая традиция), воспользуются его услугами по ведению оперативных действий по борьбе с ИГИЛ. И Путин, таким образом, «убьет двух зайцев»: сохранит режим Башара Асада в Сирии и снимет с России экономические санкции. Однако, американцы, сначала, казалось бы, заинтересованные в такой помощи, поняли, в скором времени, что Путин, как хронический и неисправимый лжец, опять их обманул, и вместо того, чтобы бороться с ИГИЛ, все свои военные действия направил против сирийской оппозиции Асаду, в том числе и против союзников Турции. В результате: сбитый российский штурмовик СУ-24 над турецкой территорией, и значительное усиление напряженности между Турцией и Россией.

Сейчас, когда в НАТО, вероятно, принято решение о сухопутной операции в Сирии в исполнении турецких и саудовских войск (союзников США в регионе), ситуация для Путина становится критичной. И это тогда, когда внутри России экономическое положение становится все хуже и хуже, в связи с тем, что экономические санкции продолжены, а госбюджет сверстан, исходя из цены 50 долл. за баррель нефти (при текущих ценах в районе 33-35 долл. за баррель) и золотовалютные резервы РФ не бесконечны. А экономика России погрузилась в рецессию, которая может стать затяжной.

Сейчас бы Путину следовало бы признать свою ошибку, сесть за стол переговоров с Западом, и вернуть аннексированные территории Украине (все равно рано или поздно это придется сделать), в силу чего, против России будут прекращены экономические санкции. Рассчитывая на то, что политическая оппозиция в России сейчас слаба и разобщена, народ инертен, и весьма неважное экономическое положение в РФ рискует смениться еще более плохим, это будет ему на руку. В конце концов, Саддам Хусейн в похожей ситуации протянул с 1991 года аж до 2003 года. И то, лишился власти только результате военного поражения. Путину же это не грозит, так как РФ - ядерная страна. И вряд ли в мире есть вменяемая сила, которая бы желала начать полномасштабный (с применением всего комплекса вооружений) военный конфликт с Россией.

Но Путина характеризует крайнее упрямство, и он не пойдет на такое внешнеполитическое соглашение. Как говорится, он пройдет свой путь до конца. Что ж это его право, но это большая глупость! Но уж так видно в истории заведено, что диктаторы никогда по своей воле не могут остановиться. Видимо, это какой-то исторический и психологический закон.

Что нам делать в этой ситуации, с учетом того, что «Минск-2», как бы его не критиковали, все же позволил снизить интенсивность боевых действий и значительно сократил потери украинских военных? Только одно: укреплять оборону и тянуть время, оно работает на нас. Придет час и путинский режим падет. Последнее решение Европарламента сделало возврат утраченных территорий для Украины неотвратимым делом. Невозможно себе представить, что кто-то из европейских политиков в будущем захочет его пересмотреть в пользу России. Это было бы для такого политика крахом его политической карьеры. А наследники Путина с радостью вернут захваченные территории так как, когда в России начнутся еще более серьезные проблемы (хуже, чем те, которые есть сейчас), им уже ничего не останется. И тогда уже никого в России проблема Крыма и Донбасса интересовать не будет. Потому, что будет в первую очередь стоять вопрос физического выживания российского народа, а без помощи Запада, как мы уже знаем из истории России, не удавалось ни провести первую модернизацию при Петре I, ни вторую советскую модернизацию при Сталине, ни выиграть войну с Гитлером (ленд-лиз), ни провести экономические реформы в 1990-х годах. В конце концов, вся нынешняя военная «мощь» России возможна только на деньги Запада, который покупает российскую нефть, от которой Россия тотально зависит, и он вполне может прекратить это делать.

Вот такая «краткая история» нашего будущего по Донбассу и Крыму. Думаю, что «Минск-2», который с моей точки зрения, себя не исчерпал (об этом же говорят ведущие европейские политики) может сыграть в ней позитивную роль, нужно лишь правильно и грамотно воспользоваться предоставленными этим соглашением возможностями.

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram