Финансовый удар может оказаться сильнее горячей локальной войны

Мимо бюджета деньги залетают в теневую экономику. И это при том, что уже исчерпаны не только ресурсы поддержки экономики со стороны НБУ В.Гонтаревой, но и бюджетные возможности страны в руках министра финансов Н.Яресько оказались истощены намного быстрее, чем предполагалось. Оказалось также, что уже исчерпаны и возможности фискальной поддержки экономики Украины, а служба так до сих пор без руководителя. 

Фото: Макс Требухов

Как говорят мои знакомые бизнесмены, девчата «рулят». И в самом деле, может быть, мы не случайно попали в этот капкан. Общество стремилось к чему-то более-менее определенному, а теперь выясняется, что побочный результат, о котором никто и не думал, оказался гораздо более значимым, чем тот, который объявлялся целью. Что будет дальше? Ведь финансовый удар может оказаться сильнее горячей локальной войны. Конечно, очень сложно прогнозировать, как будут развиваться события. А впереди много страшилок. Почему? У нас нет сверхэффективных политиков, которые бы прекрасно знали устройство нашего общества, и могли бы легко перемещаться в социуме, как, например, горячий нож в масле. Они самостоятельно не пишут развернутых аналитических статей, из которых нам можно было бы узнать их систему взглядов. И ни один политический лидер до сих пор не смог предложить обществу хоть что-то, что соответствовало бы изобретению или даже простой новации по выходу из этого структурного кризиса.

Откровенно скажу, не верю, что Н.Яресько сумеет убедить переговорщиков американского инвестиционного фонда Franklin Templeton согласиться на получение лишь части украинского госдолга. Но и эту часть с чего платить? Ведь объем задолженности к реструктуризации уже составил не менее 15 млрд. долл. США. При этом общая задолженность по госбондам –17 млрд. долл. США, а объем долга, который мы должны выплатить только в 2015 году - 11 млрд. долл. США. И теперь ключевой вопрос, Н.Яресько понимает, что любой «взрыв» - либо гособлигаций (ОВГЗ), либо внешних долгов вызовет мощный эффект бегства в качество.

А на просадке товарных рынков (особенно в связи с большим обвалом цен на железную руду) получим еще более мощный отток капитала из Украины. Вопрос только времени: когда начнется коррекция или падение рынка гособлигаций? Если это падение начнется в мае этого года, то кредиторы и инвесторы, как обычно, побегут из высокодоходных облигаций. И мы можем получить резкое падение рынка наших облигаций и очередную резкую девальвацию гривны. Но, по-моему, к такому сценарию Кабмин не готов.

Увы, думаю, мы с этими политиками не увидим изящных, эффективных и гармоничных решений по выходу из сложнейшего структурного кризиса в Украине. В то время как голодные люди с протестными настроениями уже на киевских улицах. Судя по всему, и недавно полученные кредитные деньги МВФ заканчиваются. Что делать? Пока у чиновников никакого в текущей ситуации очевидного выхода нет, или о нем они публично не говорят.

Зато, допускаю, что отдельные наши политики думают, например, так: «Ага, сейчас еще сильнее обострятся протестные настроения, а поскольку дружу с Западом, то там еще выбью кредиты и за это сохраню за собой кресло». Другие, наверное, думают так: «Вот если не договоримся с кредиторами о реструктуризации госдолга, то нового транша кредита МВФ не будет и по этой причине будем «закручивать гайки»; начнем жестко руководить страной». У кого-то, возможно, есть еще какие-то варианты.

Но это не выход из нашего тяжелейшего положения. Это только способы, как удержаться при власти, а как в эти дни решать социально-экономические проблемы в Украине, пока, к сожалению, мы от чиновников не слышим. И украинских экспертов и предпринимателей они тоже не слышат.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram