ГоловнаБлогиЯрослава Левченко

”На войне первое место играет не медицина, а администрирование”

Мне вспоминаются слова Николая Пирогова, которые он произнес, прибыв на театр военных действий в Крым : ”На войне первое место играет не медицина, а администрирование”

От себя могу добавить, что не только управленческие аспекты играют роль, но индивидуальное мастерство каждого спасателя, медика и врача тоже повышают качество и выживаемость бойцов. Потому много внимания в тексте ниже я уделил знаниям и системе подготовки медиков и солдат.

В течении года с марта 2014 по март 2015 гг. я как врач медроты 25 ОПДБр выполнял свой долг в зоне АТО, за это время сложилось определенное понимание проблемы медицинской помощи. Ниже привожу примеры и возможные пути решения их. Учитывая интерес со стороны власти, хочу, что бы как можно больше людей узнали о существующих проблемах и приобщились к обсуждению.

Только в наших силах изменить системные ошибки медслужбы, которые присутствуют сейчас.

Фото: Мария Лебедева

Передний край

Проблема №1. Малое количество подготовленных бойцов по стандартам CLS (Combat Life Saver). Качество подготовки неоднородно и колеблется в широких пределах.

Решение: 1.

- создать школу инструкторов, которыми могут быть офицеры медицинских служб, солдаты контракта и пр. военнослужащие;

- система обучения должна быть единообразной, стандартизированной и непрерывной, интегрирована в другие системы обучения, такие как тактика, боевые согласования подразделений. Обучение должно проводится в учебных центрах, местах постоянной дислокации и полевых выходах;

- разработана система поощрения и наказания (денежная) личного состава при соответствии/не соответствии знаний и умений CLS;- отличившихся солдат, готовить по стандартам combat medic.

Решение 2. Аутсорсинг. Функции обучения солдат и офицеров CLS возложить на сертифицированные компании.

Проблема №2. Фактически полное отсутствие качественно подготовленных медиков-бойцов (санинструктор) со слабым и недостаточным материальным обеспечением.

Решение: см. Выше

Также нужно решить вопрос о инвазивных манипуляциях, людям без медицинского образования. Это откроет путь к увеличению санинструкторов в рядах ВСУ.

Проблема №3. Отсутствие специальных бронированных средств эвакуации с поля боя на уровень МПБ. При их появлении нужно решить вопросы координации и подчинения.

Решение 1: учитывая недостаток средств эвакуации, каждое подразделение должно быть готово использовать свою технику под эвакуацию. Подготовленные места для носилок, тактические носилки должны присутствовать у экипажей и уметь ими пользоваться

Решение 2. Модернизировать, реставрировать для санитарного транспорта МТЛБ или другие бронированные колёсные /гусеничные машины с задней загрузкой

В данное время предлагают решение санитарной машины на базе БТР - 70. Считаю, что недопустимо пускать эту машину в ход, так как у неё очень слабая ходовая и загрузка сверху, что ставит под угрозу спасателей.

Проблема №4. Отсутствие статистики, учёта, сбора первичных данных

Решение: Медицинская карта пострадавшего. Рутинное использование. Обязательный анализ данных, так как это позволил выявить неизвестные слабые места системы

Уровень МПБ или точки сбора пострадавших

Проблема №1. Недостаточное участие офицеров медицинской службы в планировании операций подразделений. На момент выдвижения некоторые подразделения не знают путей эвакуации на уровень МПБ.

Проблема №2. Офицеры медицинской службы не имеют данных о силах и средствах медслужб смежных подразделений, которые работают на данном направлении. (в нашем случае это выясняется по ходу работы)

Решение: Выход из данной проблемы лежит в уровне подготовки самих офицеров медслужбы и реформирования армии в целом. Новые учебные планы, где медиков будут учить не только современным протоколам оказания помощи, но и давать хорошие знания по тактике и другим знаниям

Проблема №3. Эвакуация не всегда происходит в то место, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь пострадавшим. Таким образом увеличивается летальность пациентов и их инвалидизация из-за увеличения сроков и количества этапов мед эвакуации. (вопрос о вертолётах сюда же)

Решение 1. Приблизить исчерпывающую помощь к полю бою ( посадить, например, в каждую больницу по нейрохирургу и поставить туда томограф) - дорогое решение

Решение 2. В процессе обещения офицеров медицинской службы они сами принимают решение на какой уровень помощи будет отправлен, естественно это нельзя решить сразу, но в процессе становления медслужбы ВСУ это реально. На данный момент, реально, научить людей управлять потоками и очередностью эвакуации. Сооветствуюющие протоколы есть. Каким образом наиболее тежелые раненные получат помощь как можно быстрее, а другие, без рисков во вторую очередь.

Проблема №4. Компания "Украинские вертолёты", которая присутствует в Украине и обеспечена санитарными вертолётами, в течении года не работает в АТО.

Решение 1. Заключить контракт на медицинскую эвакуацию с этой или другой соответствующей компанией. Важность транспортировки раненых специальными средствами доказывать не стоит

Также стоит знать, что на данный момент вертолеты преломляются далеко от больниц в которых была оказана помощь. Согласование и перевозка ведет к потере времени.

Решение 2: Создание совей службы медэвакуации

Проблема №5. Материально-техническое обеспечение реанимобилями и санитарным машинами, расходными материалами такими как :

- малые хирургические наборы;

- транспортная иммобилизация;

- оборудование для реанимобилей;

- наборы для предовтращения гипотермии, в том числе сумки термостаты;

- наборы для сосудистого доступа, в том числе внутрикостного;

- абсолютное отсутствие наркотических и сильнодействующих препаратов и их антидотов (сибазон, кетамин, фентанил, налоксон) их формы выпуска, например, назальный спрей, леденцы;

- наборы для проходимости дыхательных путей (коникотомия, воздуховоды, ларингомаски, пр.);

- обеспечение кислородом реанимобилей;

- инфузионная терапия: (по линии Министерства обороны на МПБ имеют право закупать только физраствор в стекле!) требуется нормальное обеспечение сбалансированными солевыми растворами и коллоидами; В идеале, еще обеспечить уровень МБП препаратами крови;

- обеспечить поставки таких препаратов как транексамовая кислота и норадреналин;

- обеспечить закупки противоожоговых повязок на гидрогелевой основе.

Проблема №6. Отсутствие на прифронтовой территории госпиталей для легко раненых и больных, таким образом бронхиты и прочую мелочь возят через полстраны. Сроки возращения в строй затягиваются.

Уровень мобильных военных госпиталей и гражданских больниц

Строгое следование принципам ТССС, АTLS, Damage Control на всех этапах!

Проблема №1. Проблемы обратной связи, диспетчерской службы или службы координации медицины вне зависимости от подразделения. Нет единого номера, который решает вопросы. Много звонков - много проблем и задержек.

Решение 1: Одно из самых сложных и самых эффективных, по моему, мнению решение это создание своего рода объединенного медицинского командования с диспетчером 24/7. Такое решение представляется мне универсальным и позволяет эффективно реагировать на все случаи массового появления жертв в стране.

Решение 2: В АТО наделить вышеизложенными функциями ВСУ и создать под ее патронатом такую службу.

Практические проблемы:

- работа с препаратами крови, в том числе и тромбоконцетрат;

- организация работы и гражданских больниц по типу emergency room.

Высокие стандарты лечения и диагностики для врачей:

- стержневой аппарат комплекта КСТ для временной иммобилизации костных отломков – безальтернативный способ временной (первичной) фиксации, а аппарат Илизарова – безальтернативный способ окончательной фиксации;

- видеоторакоскопия и видеолапароскопия;

- временные эндопротезы (стенты) трахеи, гортани;

- временное шунтирование магистральных сосудов;

- средства остановки кровотечения;

- плазменная хирургия;

- реабилитационные программы;

- трансфузионные программы при массивной;

- кровопотере и шоке.

Достижение твердых знаний медиками:

- вопросов раневой баллистики и особенностей боевой травмы;

- тактики организации хирургической помощи в боевых условиях и экстремальных ситуациях;
- навыков сортировки раненых;
- применения тактики Damage Control Surgery.


Достижение обязательных практических навыков для врачей:

- сокращенное УЗИ при травме;

- внешняя фиксация переломов костей конечностей и таза;

- фасциотомия;

- временное протезирование и шов сосуда;

- трахеостомия и коникотомия;

- декомпрессионная трепанация черепа;

- стернотомия и торакотомия;

- лапаротомия с доступом к крупным сосудам;

- тампонада печени, таза;

- стентирование мочеточника;

методики временного закрытия брюшной полости;

- кожная пластика.

Постоянный анализ первичных и вторичных данных.

Развитие телемедицины.

Программа постоянного образования в том числе и за рубежом.

Уровень специализированной медицинской помощи

1. Эвакуация - быстро, хорошим транспортом и подготовленными бригадами в травма-центры.
2. Строгое следование принципам ТССС, АTLS, Damage Control на всех этапах.
3. Реорганизация службы крови (армейской, гражданской) для возможности реализации протокола массивной трансфузии.
4. Организация полноценных травма-центров по регионам (Харьков, Днепропетровск, Киев, Одесса...) с соответствующим оснащением и кадровым обеспечением.
5. Обучение хирургов и анестезиологов по стандартам ATLS. Введение этого курса + ALS в качестве обязательных предаттестационных.
6. Главные проблемы: дыхательное оборудование, мониторы гемодинамики и сердечного выброса + УЗИ в практике ИТ, система инфекционного контроля, гемодиализ/гемофильтрация, перегрузка персонала.
7. Исключить дорогие и бесполезные фармпрепараты путем утверждения клинических протоколов и формуляров.
8. Государственное финансирование, а не надежда на волонтерскую помощь.
9. Система реабилитации.


Другими словами - нужно взять лучшие западные образцы и принять их максимально близко к оригиналу.


Ярослав Левченко Ярослав Левченко , врач-анестезиолог, год отслужил медиком в 25-ой бригаде ВСУ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram