Но отчего вдруг в море ежегодно, в одно и то же время пропадает кислород? Все, кто летом отдыхал на пляжах Бердянской косы, отмечали для себя высокую плотность рыболовецких сейнеров вдоль всей прибрежной полосы. Они, как частым гребнем, прочесывали акваторию заповедных территорий.
Но не влияет ли этот вопиющий фактор на так и необъясненный феномен ежегодного массового замора крайне неприхотливого азовского бычка? Когда тот сплошным толстым слоем жутко колышется вдоль всей пляжной полосы.
Об этом рассказывает бывший начальник Керченской и Генической рыбинспекций, бывший начальник оперативной инспекции Комитета рыбного хозяйства Украины, общественный деятель Кирилл Стремоусов: «Все знают, что в Бердянске каждый год происходит тотальный замор бычка. В результате чего эта рыба сотнями тонн устилает все побережье пляжей. Ученые-ихтиологи о причинах этого явления плетут какую-то несусветную лабуду.
Типа в жару им не хватает кислорода. Что-то куда-то то уходит, то приходит – какие-то массы воды и водоросли. На самом деле, всё гораздо проще и страшнее. Это – результат варварской, хищнической добычи.
В советское время партией и правительством была разработана и неуклонно осуществлялась массовая, грандиозная программа по рыборазведению во всех без исключения водоемах.
В частности, для всплеска роста количества азовского бычка в прибрежной зоне разбрасывались десятки тысяч автомобильных скатов. В которых начинали массово гнездиться эти неприхотливые рыбки. Тогда же добыча каждого вида рыбы строго регламентировалась законами, подзаконными актами, распоряжениями, инструкциями и правилами. Сегодня море «пашут» исключительно беспредельщики, варвары и хищники.
Чуть дальше от берега морскую ниву гребут километровыми тралами мощные океанские суперсейнеры норвежской постройки класса «Викинг». Кстати, со стапелей Николаевского завода недавно сошли 52 океанских супертрауллера, гораздо более мощных, чем норвежские. Но сразу после Оранжевой революции все они как-то тихо и незаметно ушли в офшоры Кипра. Теперь почему-то работают там.
Так вот, эти норвежские мастодонты огромными и тяжелыми тралами, как плугом, сгребали со дна всего бычка вместе с обустроенными гнёздами. Бычок – очень домашняя, приверженная к одному месту рыба.
Что бы ни случилось, она никогда не уходит от своего гнезда, не бросает дома. Это рыба, у которой многовековой домашний инстинкт. В процессе эволюции она выработала своеобразную программу защиты.
И перед тралами вся срывается – массово панически уходит на берег.
Там, на глубине менее метра, её набивается огромное количество. Мелкая рыбёшка буквально кишит на мелководье, как при варке в котле. Вернуться же к месту уничтоженного гнездования, повинуясь инстинкту, она уже не может. Потому что менее мощные сейнеры плотными рядами выгребают дно даже в ста и менее метрах от берега. Вот почему в этом «котле» и происходит нехватка кислорода.
Эту жуткую картину каждое лето можно наблюдать вдоль всей полосы пляжей Бердянской косы. Практически от самого берега и сколько хватает глаз до горизонта – дымят зловещие, чёрные траулеры и сейнеры. Но почему-то ни СБУ, ни прокуратура, ни милиция, ни пограничники, ни управление экологии даже не делали попыток прекратить это варварство. Почему? Наверное потому же, почему массово вырезались и вырезаются на металлолом крупнейшие предприятия, молочно-товарные комплексы.
То же самое происходит и с краснокнижными осетровыми. Это именно то, из-за чего в последние десятилетия у Украины идут постоянные латентные рыбно-морские конфликты с Россией. Россия десятилетиями тратит огромные силы и средства на массовое зарыбление своей части Азовского моря. Но перегородить море, отделить свою часть от нашей она, к сожалению, не может.
В результате чего Украина этих мальков безжалостно вылавливает. Всех подчистую. Мы неоднократно были свидетелями, когда в рыбных магазинах массово продавались 10-ти сантиметровые дети – пиленгасы. Более страшной картины представить себе невозможно.
И вот сегодня, по отзывам рыбаков Геническа, Керчи, Бердянска, Мариуполя, Одессы, даже браконьеры в море уже почти не выходят. Рыбы нет. Нет и креветки, которую так же варварски уничтожают. Так что заявляю ответственно – нехватка кислорода тут совершенно ни при чём».
Продающихся в магазинах мальков мы видим постоянно. И это, к сожалению, дети не только пеленгаса.
Действительно ли это единственная причина замора – сказать не берусь, так как не являюсь специалистом-ихтиологом. Это точка зрения неравнодушного человека, некогда причастного к этой теме. Если кто-то думает иначе – пожалуйста, пусть выскажет свою позицию. Но однозначно могу заявить – если это варварство, независимо от причин, не пресечь на корню, вся рыба в Украине исчезнет вовсе.