О триединстве оппозиции

До президентских выборов осталось чуть более полутора лет. Осенью основные политические силы окончательно сформируют свои предвыборные штабы, на местах начнется активная работа по мобилизации сторонников, однако стратегическое решение о выдвижении единого кандидата от оппозиции по-прежнему не принято.

Фото: LB.ua

Лично я возлагал большие надежды на то, что уже 18 мая, в день завершающего тур «Вставай, Украина!» киевского митинга, лидеры оппозиции объявят о принципиальной договоренности поддержать на президентских выборах единого кандидата. Разумеется, речь не идет о том, чтобы называть за два года до дня голосования конкретную фамилию – речь идет о стратегии оппозиции.

К сожалению, этого не последовало, а тональность высказываний некоторых представителей оппозиции заставляет засомневаться в том, что единый кандидат уже в первом туре возможен.

Одной из первых против идеи единого кандидата высказалась Юлия Тимошенко, безусловно, обладающая моральным правом давать рекомендации своим соратникам по борьбе с режимом. Слова Юлии Владимировной стали весомым аргументом для представителя «старой оппозиционной гвардии» Вячеслава Кириленко и Олега Тягнибока.

В то же время Юрий Луценко, чей статус также позволяет ему публично высказывать свою точку зрения, «стратегию трех лидеров» осудил. В «новой оппозиции» также склоняются к варианту с одним кандидатом, о чем заявил ее лидер Виталий Кличко.

Почему так важно уже в первом туре идти на выборы единой командой с одним кандидатом в президенты?

Во-первых, тогда кандидат от оппозиции гарантированно одержит победу в первом туре, что дает очень серьезное психологическое преимущество. Тот разрыв, с которым единый кандидат будет побеждать Януковича, заставит лишний раз задуматься членов комиссий, судей, сотрудников МВД и всех остальных, кто может быть задействован в фальсификациях.

Во-вторых, когда мы говорим о поддержке единого кандидата, тут не работает простая арифметика. Грубо говоря, выступления по телевиденью накануне второго тура с призывом поддержать другого может оказаться недостаточно. В итоге будет потеряна какая-то доля голосов не прошедших во второй тур оппозиционных кандидатов, и именно этих процентов может не хватить для победы.

Гораздо эффективнее изначально предлагать своим избирателям голосовать за единую команду президента, премьера и так далее. На протяжении всего оставшегося до выборов времени вести активную работу, объясняя людям, что голосуя за одну фамилию, они выбирают именно команду единомышленников.

В-третьих, хоть лидеры оппозиции и утверждают, что у них «разный избиратель», это не совсем так. Конкуренция за «оппозиционного избирателя» на протяжении предвыборной кампании может в итоге ослабить позиции всех кандидатов, выступающих против власти. И именно эта конкуренция, распространяющаяся на всю штабную вертикаль, может поставить крест на сотрудничестве во втором туре. Этого допускать нельзя!

Как будет определен этот единый кандидат? Хоть малознакомое уху наших избирателей слово «праймериз» многим не внушает доверия, механизм в любом случае будет основываться на объективном сравнении поддержки и перспектив кандидатов. Должна быть выбрана какая-то контрольная дата – не позже, чем за год до выборов – и проведены «замеры», по результатам которых и определяется единый кандидат. Кстати, подобная практика должна быть взята оппозицией на вооружение и для определения единых кандидатов в мажоритарных округах на местных или парламентских выборах.

В завершении хотел бы рассказать об интересном случае, который произошел со мной на днях. Когда наш городской актив УДАРа проводил «Праздник двора» в одном из микрорайонов на Северной Салтовке, ко мне обратился пожилой, но очень настойчивый и разговорчивый мужчина. Много рассказывал о своих проблемах, о проблемах района, а напоследок поинтересовался, мол кого же оппозиция выдвинет кандидатом в президенты. Я попытался объяснить, что как и положено в демократических партиях, идет открытая дискуссия о том, сколько будет кандидатов и кто они. В ответ услышал: «Да уж... демократы только перед расстрелом договорятся». И, пожалуй, он прав – люди хотят ясности и конкретики, а не наших демократических дискуссий.

Такой вот «глас народа»… А вообще – тот же Луценко нашел очень удачную историческую аналогию с битвой на реке Калке, когда великие князья русские из-за разрозненности уступили меньшему по численности монгольскому войску. Убежден, что без малого 8 столетий должны были научить украинцев ставить общее дело выше личных амбиций. В противном случае, рискуем повторить судьбу князей Мстиславов, а разграбленный «донецкой ордой» Киев будет заслуженным наказанием за тщеславие и гордыню…

Андрій Адамович Андрій Адамович , голова Харківської міської організації партії УДАР Віталія Кличка (квітень-вересень 2013)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram