«Ментушки» и «титулиция»: союз против народа

13 января оппозиция в который раз объявила о своих первоочередных требованиях – отставке министра внутренних дел Виталия Захарченко, расформировании подразделения «Беркут» и прекращении преследований активистов «Евромайдана». Разумеется, на этом список необходимых преобразований не исчерпывается, но начинается повестка дня именно с решения проблемы силовиков.

Фото: Александр Ратушняк

«Міліція в Україні – державний озброєний орган виконавчої влади, який захищає життя, здоров'я, права і свободи громадян, власність, природне середовище, інтереси суспільства і держави від протиправних посягань». Так написано в Законе, и так должно быть.

Однако у абсолютного большинства украинцев небезосновательно сложился совсем другой образ блюстителя правопорядка – малоподвижного взяточника, крышующего тех, от кого, по идее, он должен защищать граждан.

В конце декабря социологи из группы «Рейтинг» и «Социс» опубликовали результаты своих исследований, согласно которым милиции в Украине не доверяет 79% опрошенных. И это серьезная проблема – как вернуть правоохранителям утраченное доверие? И какие нужны реформы, чтобы сотрудники МВД заслуживали это доверие?

За последний месяц в парламент было внесено два законопроекта о начале реформирования правоохранительных органов: 23 декабря свой вариант предложила оппозиция, а 9 января ответило правительство.

И если оппозиция вполне резонно предлагает сократить почти вдвое численность работников МВД, а также зафиксировать граничное количество сотрудников спецподразделений (на уровне 2-3%), то законопроект власти выглядит, скорее, как насмешка – сокращение общего количества правоохранителей на целых 2% и обеспечение за счет освободившихся средств бесплатного санитарно-курортного лечения сотрудникам и членам их семей.

Что же в сложившейся ситуации логичнее – вдвое или на 2%? Когда Украина является одним из европейских рекордсменов по количеству правоохранителей (780 человек на 100 тысяч населения при среднем общемировом показателе в 300 и рекомендованном ООН – 222 сотрудника) – что правильнее?

К слову, количество сотрудников МВД – эти неполные 4 сотни тысяч блюстителей закона и порядка – почти вдвое превышает численность украинской армии. Оно и немудрено, если власть опасается своего народа гораздо сильнее, чем каких-либо внешних угроз…

Есть у украинской милиции еще одна особенность – она, оказывается, неисчислима. Министр Захарченко в ноябре прошлого года убеждал журналистов, что на самом деле правоохранителей насчитывается только 260 тысяч, несмотря на бюджетное финансирование, которое ежегодно выделяется под почти в полтора раза большее количество сотрудников. Так кто же тогда оставшиеся – бойцы невидимого фронта, «герои распилов» и «ветераны откатов»?..

Помимо ставшей притчей во языцех тотальной коррумпированности сотрудников МВД, с каждым годом всё очевиднее становится их некомпетентность. 4 января в Харькове произошел достаточно курьезный случай: ночью водитель Daewoo Nubira устроил настоящие гонки с тремя экипажами ГАИ. Не остановившись по требованию, нарушитель (судя по всему, в нетрезвом состоянии) около часа успешно уходил от преследователей, пока его машина вдруг не остановилась.

На этом погоня не завершилась, и пьяный водитель попытался скрыться от блюстителей на своих двух – глядя на участников событий со стороны ГАИ, становится ясно, почему нарушителю это удавалось так долго…

Эта ситуация, как и гораздо менее забавные случаи, произошедшие в моем родном городе, такие как резонансные похищения журналистов, зверские убийства судей, регулярные нападения на инкассаторов, ночные поджоги автомобилей, заставляют задуматься – в состоянии ли правоохранители выполнять свои прямые обязанности?

Сколько еще Ярославов Мазурков и Алсанов Дикаевых должна пережить Украина, чтобы власть задумалась? Или задумается уже не эта власть?..

Я не исключаю, что режим Януковича сознательно не хочет ничего менять в правоохранительных органах. Силовики на данный момент – чуть ли не единственная опора власти. Священный союз «титушек» и «ментов» – это последний межигорский бастион, и на Банковой это понимают.

То, как слаженно правоохранители взаимодействуют с арендованными (чтоб не сказать «снятыми») властью «титушками», действительно настораживает. Буквально на днях в Харькове случился еще один резонансный эпизод, заснятый одним из активистов – подполковник милиции помог «титушке» забрать утерянный нож и скрыться.

Какие могут быть вопрос об избиениях, «кернесовской зеленке», поджогах автомобилей, если милиция так явно срослась с криминалом? Может быть, это и ситуативный альянс, но возник он явно как объединение против общего врага – народа Украины.

Рассуждения о милиции принято заканчивать пафосным обращением в духе «Милиция! Я знаю, что среди вас есть честные и порядочные…» – не хочу. Чем больше слежу за событиями в Украине и родном Харькове, тем меньше остается веры в этих людей. Но если вдруг таковые еще имеются – самое время это продемонстрировать, а не молчаливо потакать беспределу.

Андрій Адамович Андрій Адамович , голова Харківської міської організації партії УДАР Віталія Кличка (квітень-вересень 2013)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram