ГоловнаСвіт

Кто «оседлает» египетское восстание масс?

Ситуация в Египте развивается стремительно. Однако, уже сейчас можно сделать некоторые выводы относительно тенденций, которые превалируют как в рядах (пока еще) правящего режима, так и в оппозиционной среде.

Кто «оседлает» египетское восстание масс?
Фото: econo.com.ua

Краткая анатомия египетского «майдана»

Итак, вначале о тех, кто выступил против существующего режима. Традиционно египетская оппозиция делится на религиозную, представленную, в первую очередь, организацией „Братья-мусульмане” и светскую прозападную «грантоедную» (партия „Аль-Гад”, движение „Кефайя”, неправительственные организации и т.п.).

В то же время, особенность нынешнего восстания масс в Египте в том, что у него, фактически, нет одного или нескольких организаторов. Считается, что «застрельщиком» египетского восстания выступила группа молодых людей, которые связались друг с другом при помощи социальных сетей, в первую очередь, Facebook.

Они назвали себя «Движением 6 апреля» в знак солидарности с участниками подавленной правительством забастовки ткачей в городе Махалла 6 апреля 2008 года.

Кстати, данное движение с момента своего создания уже несколько раз пыталось организовать всеобщую забастовку в Египте, однако безуспешно.

В то же время, вдохновившись примером тунисского восстания, а также полностью разочаровавшись неспособностью традиционных оппозиционных партий поднять массы на «восстание против тирании, коррупции и пыток», 25 января активистам «Движением 6 апреля» удалось выступить катализатором „египетского майдана”.

Фото: econo.com.ua
Фото: econo.com.ua

Сейчас высказываются несколько версий относительно главного «оператора» упомянутого молодежного движения.

Называется и иранский, и израильский, и американский «след». Последний чаще всего, учитывая нашумевшую публикацию в Викиликс. В то же время, очевидно, что подобно своим предшественникам по организации революций в стиле «флэш-моб» (скажем, украинская „Пора” образца 2004 года), «Движение 6 апреля» не имеет ни четко выраженного руководства, ни идеологии.

А это значит, что на их энтузиазме сразу же постаралась «выехать» традиционная оппозиция страны.

Первыми в очередь выстроились представители светской оппозиции. Многие из старых, зарегистрированных политических партий, которых насчитывается более 20 (кстати, не пользующихся особой популярностью в народе) выразили готовность присоединиться к новому движению за перемены.

Впрочем, пожалуй, больше всех на этой ниве старается главный светский оппозиционер и бывший глава Международного агентства по атомной энергии Мухаммед эль-Барадей, из которого Запад, наступая на все те же знакомые нам „грабли”, лепит очередную „конфетку”.

В то же время, что очень показательно, организация «Братья-мусульмане» ведет себя во время нынешних волнений более осторожно.

«Тихая» исламизация

В первые дни официально «Братья» не объявляли о своем участии в протестах. Однако, ее представители заявляют о намерении «Братьев-мусульман» присоединиться к массовым антиправительственным демонстрациям «для достижения требований народа».

Пытаясь как-то оправдать первоначальную свою отстраненность от демонстрантов, «Братья» особо акцентировали внимание на том, что, „люди принимают участие в протестах спонтанно – невозможно, мол, определить, кто к какой партии принадлежит. Все одинаково страдают от социальных проблем, безработицы, инфляции, коррупции и угнетения в стране. Так что каждый требует реальных перемен».

Фото: econo.com.ua
Фото: econo.com.ua

Впрочем, постепенно «тихая работа» «Братьев» начинает приносить плоды - лозунги исламистов звучат все громче и находят значительную поддержку масс, а сами массы все больше заражаются исламистскими, антиамериканскими и антиизраильскими настроениями. Региональные медиа передают: толпа на площади Тахрир в Каире все чаще скандирует: «Нет – Мубараку, нет – Сулейману, мы сыты по горло американцами!». Многие акции протеста в Египте носят не только «антимубараковский», но также антиизраильский характер. Особенно успешно было использовано исламистами в своей пропагандистской работе в массах сообщение катарского спутникового телеканала «Аль-Джазира» о том, что президент Х.Мубарак может получить убежище в Израиле.

Показательно также, в этой связи, возвращение влиятельного исламистского проповедника Амра Халеда, который в свое время был депортирован из Египта (кстати говоря, в Тунис также вернулся главный идеолог тунисского радикального ислама Рашид аль-Ганнуши).

Исламисты, в отличие от далекой от народа светской оппозиции, это реальная сила, способная повести за собой голодную массу.

Фото: econo.com.ua
Фото: econo.com.ua

И остановить их, на данный момент, сможет, пожалуй, лишь армия. Теперь перейдем к власти.

В бой идут одни старики

Кто бы не вдохновлял нынешнее восстание масс в Египте, можно с уверенностью сказать: силовой блок «партии власти» пока успешно использует ее для внутрипартийного переворота.

Ползучая «буржуазная» революция, начавшаяся еще во времена «большого друга советского народа» Гамаля Абдель Насера, активно продолженная при «большом друге американского народа» Анваре Садате, судя по всему, должна была увенчаться успехом в сентябре сего года избранием на пост президента Египта «второго человека» правящей Народно-демократической партии, а также сына нынешнего главы государства Гамаля Мубарака.

Фото: www.csmonitor.com
Фото: www.csmonitor.com

В какое-то время казалось, что этот вопрос внутри «партии власти» уже фактически решен.

Тем более, учитывая популярность среди светских полувоенных авторитарных режимов региона, в том числе и в стране пирамид, т.н. «республиканских монархий» («сирийского» или «азербайджанского» сценариев, когда верховная власть передается в рамках правящей семьи с использованием «демократического антуража»).

Однако, после отставки «правительства финансово-торговой буржуазии» близкого к Гамалю Ахмеда Назифа, сообщений о фактическом бегстве в Лондон самого Гамаля Мубарака, а также спешного вылета за пределы Египта целого ряда влиятельных египетских бизнесменов можно говорить о том, что «американизированные торгаши» оказались не готовы держать удар.

В результате, на данный момент можно с уверенностью говорить, что во внутрипартийной борьбе в среде «партии власти» верх взяла т.н. «старая гвардия» (милитаризированные представители бюрократического аппарата, получившие образование в 50-60 годы прошлого века).

Подтверждением этому стало назначение 29 января президентом Египта Х.Мубараком вице-президентом руководителя египетских служб безопасности Омара Сулеймана. Тем самым, кстати, во многом проясняется ситуация на счет возможного «престолонаследия» в стране.

Кроме того, премьер-министром стал бывший министр гражданской авиации Ахмед Шафик, также кадровый военный, командующий в свое время ВВС страны.

Восток – дело тонкое

Таким образом, на сегодняшний день мы видим две ключевые тенденции. С одной стороны – внутрипартийный переворот в рядах правящего режима, а с другой – постепенная «обволакивающая» исламизация изначально, фактически, идеологически нейтральной протестующей массы.

По отношению к восставшим массам силовики во главе с опытным Омаром Сулейманом, судя по всему, избрали выжидательную тактику и решили брать протестующих измором в надежде, что «запал» протестантов постепенно иссякнет или же, что они перессорятся друг с другом. И тогда уже власть превратится из мишени на миротворца.

Однако, даже если эта тактика власти и принесет успех, то можно с уверенностью сказать, что без кардинальных экономических преобразований долго «на штыках» продержаться не удастся.

Поскольку, социально-экономические узлы в стране пирамид все более затягиваются.

Быстрый прирост населения превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу страны, создаёт заметные трудности со снабжением населения продуктами продовольствия. При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.

Фото: econo.com.ua
Фото: econo.com.ua

И если власть Египта, даже в случае сохранения своих позиций, ничего кардинально не поменяет, то, как выразился пресс-секретарь иранской парламентской комиссии по внешним делам и национальной безопасности Казем Джалали, установление «демократического исламского режима» иранского образца в Египте будет, судя по всему, неизбежно.

Это на «иудео-христианской» ойкумене подобные «социально-потребительские» революции возбуждают в «коллективном бессознательном» миф – «Вече/Майдан» (так было в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии более двадцати лет назад, так было в начале нового тысячелетия в Сербии, немногим меньше в Украине и отчасти Грузии).

На Востоке все иначе.

Тот, кто там прожил не один год, а не только позагорал на курорте, понимает, что всё-таки прав был Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – и им не сойтись никогда».

И игры в «перманентную революцию» в стиле Льва Троцкого и его последователей здесь рождают обратный эффект. Впрочем, об этом при случае отдельно.

LB.ua в соцмережах: