ГоловнаСвіт

​Пакистан: пейзаж после наводнения

Произошедшее минувшим летом наводнение в Пакистане стало одним из наиболее разрушительных за всю историю одного из крупнейших государств Азии.

​Пакистан: пейзаж после наводнения

Ежегодные тропические дожди, муссоны, в 2010 году были необычно сильными. В конце июля Инд вышел из берегов в северо-западных провинциях Пакистана. Дальше «большая вода» пошла вниз по течению, смывая все на своем пути. К августу под водой оказалась территория размером в 160 тысяч квадратных километров (это более четверти территории Украины).

Свыше 1,6 тыс. человек погибли. Общее количество потерпевших, по данным миссии ООН, оценивается в 16,7 миллионов человек. Восьми миллионам из них требуется гуманитарная помощь. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, от наводнений пострадало 14% обрабатываемых площадей страны. Материальный ущерб только для посевов огромен. Он составляет, по подсчетам ООН, около $3 млрд.

Одной из главных задач властей и международных организаций на данный момент является противодействие эпидемиям. Их вызвали тропический климат, разрушенная (а во многих случаях и до наводнения отсутствующая) инфраструктура, дефицит качественной питьевой воды. В середине августа в некоторых районах Пакистана, пострадавших от наводнений, уже были зафиксированы случаи холеры и малярии. Масштабы катастрофы требуют значительного объема международной гуманитарной помощи. Прямые расходы были оценены в 460 миллионов долларов.

На данный момент, по данным ООН, собрано две трети необходимых средств. 150 миллионов поступит от Соединенных Штатов – традиционного союзника Исламабада. На помощь пришла и соседняя Индия, с которой у Пакистана давняя напряженность в отношениях. 31 августа министр иностранных дел этой страны сообщил об увеличении размера помощи Пакистану с $5 до $25 млн.

Ситуация усугубляется экономическим кризисом – в 2008 году над Пакистаном нависла угроза дефолта. Тогда пришлось просить помощи у МВФ, который выделил кредит в размере $10 млрд. Сейчас же правительство пытается добиться уступок в условиях займа, заявил Financial Times официальный представитель пакистанских властей.

Помощь же для конкретных пострадавших пока невелика: каждая семья получит сумму, эквивалентную приблизительно $230. Средств явно не хватает, что вызывает недовольство у потерпевших.

Последствия природных катаклизмов, таким образом, могут стать настоящим вызовом для руководства страны, в частности, для президента Али Асифа Зардари. Супруг трагически погибшей Беназир Бхутто стал главой государства, несмотря на семилетнее пребывание за решеткой по обвинению в коррупции. В народе его называют «Господин 10%» – именно такой процент «откатов», по слухам, он получал в бытность его жены во власти.

На свой пост Зардари был избран не всенародным голосованием: в Пакистане президента избирают депутаты парламента и выборщики от каждой из провинций многонациональной страны. Поэтому его приход к власти в 2008 году можно объяснить неким компромиссом элит. Новоизбранному главе государства вскоре пришлось пойти на уступки – отменить конституционную реформу своих предшественников, вернув тем самым часть полномочий премьер-министру и парламенту. А еще на законодательном уровне был введен запрет на публикацию шуток в адрес президента. Провинившихся может ожидать до 14 лет тюрьмы.

Но теперь президенту Пакистана уже самому будет не до шуток. Природная катастрофа из-за своих огромных масштабов и нерасторопных действий властей уже превратилась в социальную, и риск народных возмущений против власти высок. Государственные институты в Пакистане в экстремальных условиях оказались слабы. Соответственно, эта слабость компенсируется наличием сильных семейных и клановых связей. Большую роль в оказании помощи потерпевшим от наводнения сыграли мусульманские благотворительные организации.

Наиболее радикальная из них, Движение талибов Пакистана, потребовала от официального Исламабада отказаться от внешней помощи жертвам наводнений. Помимо самого факта принятия помощи от злейшего врага исламистов – США, талибы обращают также внимание на то, что помощь будет использована на повышение популярности правительства или просто разворована. Такие заявления сегодня вполне могут упасть в благодатную почву – ведь действенной поддержки со стороны власти не получили миллионы пострадавших от наводнения.

Более того, талибы пообещали оказать помощь своими силами, а это уже – прямой вызов государству. Когда же правительство отказалось от выполнения требований «Талибана» и приняло программу международной помощи, появились сообщения о готовящихся угрозах терактов в адрес представителей международных организаций, действующих в Пакистане.

«Существует вероятность, что действующие в Пакистане подрывные силы могут использовать сложившееся положение», – заявил по этому поводу Зардари. Он также не исключил, что талибы попытаются установить свой патронат над пострадавшими от наводнения детьми. «Этих детей они направят в свои лагеря, чтобы завтра сделать из них террористов», – сказал он.

Вполне возможно, что пакистанский президент сгущает краски, пытаясь выторговать дополнительную экономическую и политическую поддержку у чувствительного к угрозам терроризма Запада. Однако данную версию исключать никак нельзя. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, среди которых – рост радикальных исламистских настроений, дестабилизация обстановки в регионе, а также увеличение количества потенциальных мигрантов.

Уместно напомнить, что для Украины Пакистан является не только рынком для экспорта вооружений, но и, собственно, одним из источников миграции в нашу страну, в том числе и нелегальной. Правда, новой волны беженцев именно в страны Европы (в том числе и Украину) в связи с наводнением ожидать вряд ли стоит. Ведь переправка мигрантов на такое дальнее расстояние обходится им в немалую сумму, которую себе могут позволить только относительно зажиточные семьи.

Потерявшим же все свое имущество пакистанским крестьянам идти пока особо некуда. После того как вода спадет, они будут пытаться вернуться на руины собственных домов и начать жизнь сначала…

LB.ua в соцмережах: