Ее соавторами стали Эдвард Марки (демократ, штат Массачусетс) и Джефф Фортенберри (республиканец, штат Небраска).
Резолюция, состоящая целиком из единственной фразы о том, что «Конгресс не поддерживает предлагаемое соглашение о сотрудничестве между США и Российской Федерацией», была направлена в минувший четверг, 20 мая, в Комитет по иностранным делам Палаты представителей.
Перспективы ее рассмотрения в комитете и в целом прохождения через обе палаты Конгресса пока совершенно не ясны.
Президент Барак Обама вернул соглашение на рассмотрение законодательной ветви власти США 10 мая текущего года. Подписан этот документ был в Москве в мае 2008 года.
Соглашение носит рамочный характер и устанавливает основные принципы сотрудничества двух стран в своей области. Рассчитано оно на 30 лет.
При его заключении тогдашняя администрация США во главе с президентом Джорджем Бушем подчеркивала взаимовыгодный характер договоренности. Однако в сентябре того же года, после событий на Кавказе, она отозвала соглашение с Капитолийского холма.
Международные соглашения о сотрудничестве в области «мирного атома» в США именуют «соглашениями 123» - по соответствующему разделу («Сотрудничество с другими странами») американского закона 1954 года об атомной энергии. В Конгрессе их утверждение проходит по упрощенной процедуре.
Соглашения автоматически вступают в силу через 90 дней «непрерывной работы сессии» Конгресса, если против них не возникает возражений. Согласно справке Госдепартамента США, указанный срок - это, «как правило, от четырех до шести календарных месяцев».
При желании блокировать документ и Палата представителей, и Сенат должны принять специальную резолюцию.
Марки, являющийся сопредседателем двухпартийного объединения Палаты представителей, занимающегося проблемами нераспространения, уже готовил в 2008 году такую резолюцию. Главным пунктом его возражений тогда, как и сейчас, было взаимодействие Москвы в сфере «мирного атома» с Тегераном.
Фортенберри, основавший в Палате представителей двухпартийное объединение по проблемам ядерной безопасности, разделяет точку зрения Марки.
Кроме того, оба конгрессмена настаивают на том, чтобы Россия не поставляла Ирану современных вооружений, в частности, - отказалась от реализации контракта на продажу зенитно-ракетных комплексов С-300, и не налаживала сотрудничество в области ядерной энергетики с Сирией.
Между тем 10 мая Барак Обама подчеркнул, что, во-первых, «ситуацию в Грузии нет нужды более рассматривать как препятствие для продвижения вперед предлагаемого соглашения», а во-вторых, что «уровень и масштабы сотрудничества США и России по Ирану достаточны для повторной передачи» документа в Конгресс.
В минувшую пятницу, 21 мая, правительство США объявило об отмене односторонних американских санкций, которые действовали в отношении компании «Рособоронэкспорт», Тульского КБ приборостроения, Московского авиационного института (МАИ) и Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева.
Односторонние карательные меры против всех этих российских организаций были введены в разное время Вашингтоном под предлогом нарушения ими американского Закона о нераспространении в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии, либо международных режимов контроля над оружием массового уничтожения и ракетной техникой.
Во вторник, 25 мая, хозяин Белого дома, представляющий Демократическую партию, провел 80-минутную рабочую встречу с сенаторами-республиканцами, на которой убеждал их в том числе в необходимости ратифицировать новый российско-американский договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Не исключено, что в увязке с этим вопросом рассматривались и перспективы прохождения через Сенат соглашения с Россией по «мирному атому».
Однако более значительную часть времени стороны посвятили рассмотрению животрепещущих внутриполитических вопросов и, по признанию республиканцев, практически не пришли к взаимопониманию.