Первый заместитель министра образования и науки Украины Инна Совсун рассказала в интервью, с чего начнется реформа ее ведомства. В общем, задумка министерства такова: кто претендует на звание доцента или профессора, должен предъявить некий международный сертификат о том, что он знает иностранный язык.
Логика министерства такова: вот выучишь «иностранный» - будешь доцентом! А если нет, запретим быть доцентом. Казалось бы, сколько раз на одни и те же грабли! Не министерству, у которого итак дел невпроворот, а в самом университете пусть разберутся: кому быть, а кому нет носить гордое имя профессора или доцента, кто способен научить, а кто навсегда отбить желание учиться.
У нас страна такая, такая… Как в известном анекдоте: - Ты за сколько японский язык выучишь? – А когда сдавать? Ваша инициатива, госпожа первый заместитель министра, обладает, как бы это сказать, чтобы Вас не обидеть: имеет огромную коррупционной составляющей. Это еще один плюс, к сотням других способов и методов заработать ворам на образовании и науке.
Вначале о понятиях, о юридической строгости. Много лет тому, в нашей школе, учительница говорила в классе: «Участников войны надо любить и уважать, уступать место в трамвае!». Один мальчик поднял руку и спросил: «Но у нас в городе нет трамваев!». И второе, продолжил этот недоросль: «А Гитлер был участником войны?».
А если соискатель на звание доцента или профессора знает основательно идиш или гагаузский язык, русский или язык африканского племени «маконда»? Это ему зачтется?
А если кандидат в доценты тромбонист с мировым именем и преподает в консерватории музыкальный инструмент тромбон? А если народный артист, гений сцены, любимец украинской публики, учит будущих актеров, профессором числится в столичном театральном вузе, ему тоже нужен иностранный? Ясно, этим богемным людям из мира искусства министерство придумает правило учить (по понятным причинам) арамейский язык. Ведь их талант от Бога!
Автор этих строк был на многих защитах диссертаций, на которых соискатель с трудом читал написанный кем-то текст о его собственном личном, громадном вкладе в современную украинскую науку! Господин первый заместитель министра! Сколько наших детей (молодых ученых) сломали, втоптали в грязь эти страшные защиты диссертаций в Украине. Защитить диссертацию в Украине денег не хватит, даже если «батьки в сели продадуть корову». И еще: если по телевизору покажут чиновника из Киева, который не имеет диплома доктора наук, я готов отдать сто гривен. Вот там, в страшной коррупции науки и образования в Украине собака зарыта, а не в проблеме «иностранного языка!».
А, вообще, кто такой доцент или профессор? Я всегда считал, что главное достоинство этих талантливых людей не в том, что они заполнят пустые ячейки таблицы Менделеева, а в том, что они классно читают лекции. Они гениальные в той сфере деятельности, которая называется «передача знаний» старшего поколения – младшему.
Как говорил знакомый юный профессор о своей не молодой любовнице: мы все стоим на содержании у прошлого. Можно быть прекрасным ученым и плохим преподавателем, естественно и наоборот.
Поделюсь собственным опытом. Никакая книга мне не дала столько знаний, научила совести и порядочности, больше, чем встреча и лекции тех выдающихся людей, с которыми я по жизни имел счастье общаться или слушать. Отвлекусь от министерской реформы «доцентов и профессоров» и расскажу об очень личном.
Однажды, мне повезло, я попал на лекцию Пятигорского Александра Моисеевича (ныне покойного). Он принадлежал к когорте тех интеллектуалов-гуманитариев, которых советская власть не сумела по ранжиру поставить в строй единственно правильной идеологии. В его друзьях и соавторах многочисленных книг и статей числятся философ Мераб Мамардашвили, семиотик и культуролог Юрий Лотман.
Так вот. В аудиторию вошел старик, шаркающей походкой подошел к кафедре. Наверно, он был нездоров, на носу висела «капелька», непомерно большие уши, слезящиеся глаза, слюна в уголках рта. Смотреть на него не хотелось, есть такое чувство «стыдно за другого человека».
И вот он заговорил! Тема лекции: «Абсолютная власть». Через несколько минут я был неистово восхищен совершенным, блистательным умом и рассказом Александра Пятигорского так, что готов был носить его на руках! Его манера говорить, рассказывать, вовлекать слушателей в «игры разума» потрясала. Больно и жалко видеть, как далеки многие из современных молодых людей от этого пьянящего увлечения человеческой мыслью!
«Доцентские и профессорские» потуги министерства - вовсе не реформы, а профанация. Реформа «доцентов и профессоров» затеяна лишь по одной причине: государство не в состоянии не то, чтобы обеспечить молодых граждан Украины качественным, бесплатным образованием, а наоборот, вместе с Пенсионным фондом, убрать из высшего образования тысячи толковых и талантливых преподавателей.
Вместо того, чтобы ставить палки в колеса будущим доцентам и профессорам (типично сталинский метод) дайте лозунг за чтение лекций (по согласию со студентами) на английском, немецком, французском языках профессору или доценту будет добавка к зарплате 3000 гривен ежемесячно. И проблема будет решена! Не надо делать танк, если вас просят сделать детскую коляску.
Вы у себя в министерстве составьте список, сколько доцентов и профессоров в результате дьявольского нового пенсионного закона «получай пенсию или увольняйся» покинут аудитории? И за пенсию в 50 долларов будут вешаться. Лучше расскажите, почему заведующий кафедрой русского языка Одесского университета профессор Дмитрий Ищенко выбросился из окна? Потому, что не мог пережить позора пенсии в 1500 гривен, один доллар в день?
P.S. В конце, как обычно, старая философская притча.
Во Львове на улице имени Степана Бандеры стоят два юных галычанина и курят. Мимо проходит афроамериканец, вероятно, будущий студент местного университета. Поставив чемоданы, он на ломаном украинском языке спрашивает: «Скажить, будь ласка, как пройти на вулицю Степана Бандеры?». Местные – ноль внимания. Тогда посланец Африки перешел на английский. Ответа тоже нет. «Черный» парень задал тот же вопрос на французском, испанском, итальянском арабском, затем на редком языке племени майя. Ответа не последовало. Парень из Африки вздохнул, взял тяжелые чемоданы и пошел дальше.
- Ти дивись яка розумна людина, скількі мов знае!!, - произнес житель Львова, вынув изо рта сигарету.
- І шо воно ему дало? – ответил второй.