Горячий телефон Минсоцполитики 0800507309 работает в режиме посредника. Звонишь на него, говоришь, что выехал из Крыма на материк, и тебе дают телефон местной администрации. Например, телефон Киевской мэрии (044)2057337. Там уже детально опрашивают, кто таков и почему переехал, в чем нуждаешься. Минут 15 записывают данные и... дают телефоны общественной инициативы «Крым SOS» (0950315397, 0991459177, 0956543870) и общественной организации «Дом друзей» (0687903377).
Диспетчер мэрии советует звонить в Обуховский район Киевской области (0962448642) — вдруг там найдется жилье для беженцев. Но в самом Киеве мэрия ничего предложить не может. Ниже — несколько историй крымских переселенцев.
Журналист
Татьяна Рихтун родилась и училась в Волынской области, затем переехала в Севастополь. Южному городу посвятила около 30-и лет жизни, там ее родные и друзья. Работала учителем русского языка и литературы в школе №34, потом учила детей и украинскому языку. Параллельно работала в еженедельнике «Севастопольская газета».
В 2009 году Татьяна открыла медиа-центр «IPC Севастополь», а еще через год запустила сайт журналистских расследований «Гражданская оборона» (911sevastopol.org). До марта 2014 года она не помнит серьезных конфликтов, угроз или судебных исков из-за своей работы.
3 марта Татьяна снимала на видео осаду штаба ВМС Украины в Севастополе, когда ее ударили сзади по голове, выкрутили руку и отняли видеокамеру. Это не было случайностью. Через несколько дней ее подкараулили у входа в собственный дом и закидали яйцами. Владелец помещений, где работал медиа-центр, неожиданно поднял арендную плату в два раза. Когда вечером 13 марта журналисты паковали вещи, в медиа-центр ворвались мужчины в камуфляже, заблокировали сотрудников в маленькой комнате, начали досматривать личные вещи и копировать документы. Выбраться из плена удалось через несколько часов при помощи правозащитников, в том числе российских.
Пришлось уехать, потому что возникла угроза физического уничтожения
«Пришлось уехать, потому что возникла угроза физического уничтожения. Потому что мы писали об оккупации с самого начала. В Севастополе другие СМИ делали вид, что этого нет. Мы одни писали, что это есть, ставили фотографии, ездили по украинским воинским частям», - пояснила Татьяна.
От столичных властей Татьяна Рихтун никакой помощи не получила. Поэтому с такими же как она переселенцами создала Комитет крымских беженцев — люди пытаются помочь себе сами.
Художник-керамист
Рустем Скибин, как и многие другие крымские татары, родился в Узбекистане. В 1996-м году вернулся в Крым, где уже прославился как художник. Дом семьи Скибиных - в поселке Акрополис под Симферополем, там же Рустем создал свою творческую мастерскую, хранил коллекцию керамики.
Когда Рустем увидел российскую военную технику и увидел, как развиваются события, то решил вывезти свою семью и свою коллекцию керамики из Крыма.
«Одного крымского татарина пытали и убили, на домах крымских татар ставили кресты... Я решил, что надо ехать. Семью вывез, а сам собираюсь вернуться», - говорит Рустем.
Но вернуться пока что не получается. Рустем сначала вывез свою семью, остановился у друзей, затем начал помогать другим семьям. Сейчас он — один из волонтеров движения «Крым SOS». Телефоны этого движения и дают переселенцам в Киевской мэрии.
Бизнесмен и общественный активист
Анатолий Засоба родился в Севастополе и прожил там 28 лет. Работал художественным руководителем Дома культуры «Инкерман», открыл собственное ивент- и маркетинговое агентство. В 2006-м году создал общественную организацию «Студактив», которая проводила выставки, вечеринки, конкурсы и лекции для молодежи.
«Когда в Севастополе прошел митинг, на котором руководителем города объявили гражданина России Алексея Чалого, я выступил против сепаратизма», - говорит Анатолий Засоба.
На своих страницах Вконтакте и в Facebook он поменял фотографии на баннер «Мой город — Севастополь, моя страна — Украина» в цветах украинского флага. После чего начали поступать угрозы в его адрес.
Анатолий вместе с семьей выехал в Киев, остановился у друзей. Помощи от украинских чиновников также не получил. Наоборот, сам принялся помогать крымским переселенцам — с переездом, разблокировкой банковских счетов и временным жильем.
На прошлой неделе Анатолий Засоба уже был на заседании комитета Верховной Рады по правам человека, где обсуждали законопроект «об оккупированных территориях».
«Напомнил, что кроме тех, кто остался в Крыму, есть и мы — переселенцы. И если у первых есть крыша над головой, то мы начинаем жизнь с чистого листа», - поясняет Анатолий Засоба.
**
По данным Минсоцполитики более 3600 крымчан уже выехали на материк.