ГоловнаСуспільствоЖиття

Путешествие по Подолью

О том, что украинская провинция полна всяких чудес и сокровищ. теоретически известно, казалось бы, всем. Правда, не все знают, где именно эти сокровища «зарыты». Подолье, исторический регион, занимающий почти полностью современные Хмельницкую и Тернопольскую области вместе с частью Винницкой – край удобный для путешествий, поскольку промахнуться мимо достопримечательностей здесь просто невозможно. Буквально в каждом селе есть хотя бы один памятник архитектуры, следы выдающихся личностей и возможность полюбоваться живописным пейзажем.

Резной портал во дворе замка в Язловце
Фото: Катерина Липа
Резной портал во дворе замка в Язловце

Главная и общая для всего Подолья достопримечательность – памятники оборонного зодчества. В XVI – XVII вв. край называли защитной стеной христианского мира, поскольку плотная сеть городков-крепостей защищала всю Речь Посполитую (в состав которой входила территория современной Украины) от татарских набегов и турецкой экспансии. Поэтому чуть ли не в каждом селе имеется замок. А любое крупное каменное здание – церковь, костел, синагога – было в свое время локальным узлом обороны городка. Чем дальше на юг, тем мощнее оборона и больше встречается замков, продержавшихся до нашего времени, несмотря на две мировых войны и неласковую к памятникам архитектуры советскую власть.

По следам Пинзеля

Замечательное место, в котором можно временно осесть и совершать набеги на окрестности – город Бучач на юге Тернопольской области. Правда, первое, что бросается здесь в глаза, вовсе не оборонные сооружения, а очаровательная ратуша в стиле рококо посреди уютной рыночной площади. Строил ее не кто-нибудь, а Бернард Меретин, тот самый, что возвел во Львове собор Св. Юра и ряд других великолепных зданий. Украшал ратушу резными орнаментами и скульптурой тоже далеко не последний мастер – великий Иоганн Георг Пинзель.

Так выглядела ратуша в Бучаче несколько лет назад, в начале реставрации. Стоит съездить в Бучач, чтобы наконец увидеть шедевр
отреставрированным – во всей красе
Фото: Катерина Липа
Так выглядела ратуша в Бучаче несколько лет назад, в начале реставрации. Стоит съездить в Бучач, чтобы наконец увидеть шедевр отреставрированным – во всей красе

Кстати, Пинзель, о жизни которого нам известно до обидного мало, оставил в Бучаче заметный след. Во-первых, осел здесь надолго и женился на вдовушке Марианне Елизавете, в Бучаче родились его сыновья Бернард (назван в честь коллеги – Меретина) и Антон. Во-вторых, в Бучаче представляется редкая возможность увидеть скульптуры мастера не в музейном зале, а в том интерьере, для которого они создавались – достаточно прогуляться по узенькой улочке вверх от ратуши. И вот он, скромный костел Успения Девы Марии с его роскошным и загадочным, как театральная декорация, алтарем, в котором сверкают белые скульптуры – экстатические позы, развевающиеся одежды. Словом, Пинзель во всей красе.

Алтарь работы Пинзеля в костеле Успения Девы Марии
Фото: Катерина Липа
Алтарь работы Пинзеля в костеле Успения Девы Марии

Трудно увязать сегодняшний городок с XVIII веком, но все же можно представить, как великий скульптор вольно или невольно вдохновлялся причудливым рельефом здешней местности, как шел на работу в недостроенный костел тою же маленькой улочкой мимо бьющего из подпорной стены источника, оформленного скромной резьбой. Говорят, здесь поил коня король Ян III Собеский, когда в 1672 г. подписывал малоприятный для Польши Бучацкий договор с Турцией.

У костела начинается узенькая тропка, ведущая к замку. От части, выстроенной в XIV в., сохранились лишь мощные фундаменты, а вот XVI в. оставил более заметный след – две мощные бастеи (низкие и широкие артиллерийские башни), стена между которыми изгибается довольно причудливым образом. Это своеобразное решение – для гурманов фортификации. Тут все не просто так, взаимное расположение стен и бастей должно было уменьшить вред от ядер, которыми замок в свое время регулярно обстреливали. С замковой горы открывается чудесный вид на городок и на возвышающийся на противоположном холме за речкой Стрыпой Воздвиженский монастырь. Изящная обитель ордена василиан - ровесница ратуши и стоит того, чтобы рассмотреть ее поближе и насладиться очаровательной пластикой фасада эпохи позднего барокко. Стоит осмотра и маленькая, но грозная оборонная Николаевская церковь неподалеку от замка, и камерная Покровская церковь, да и прогулка между всеми этими объектами доставит удовольствие. Насладившись Бучачем, можно отправляться в его окрестности.

Бастея замка в Бучаче
Фото: Катерина Липа
Бастея замка в Бучаче

Пальмира Подолии

Известно ли вам, какой город называли «Пальмирой Подолии»? Нет, совсем не Каменец. В 20 км от Бучача расположено селение, носившее это высокопарное имя, но в конце XVII в. разрушенное турками и лишившееся даже признаков города. Речь идет о деревне Язловец, в которой ныне проживает около 500 человек. Городок, впервые упомянутый в документах 1379 г., к XVI в. так разбогател и похорошел, что стал торговым конкурентом Львова. Львовские купцы даже просили короля лишить Язловец права проводить ярмарки, поскольку тамошние торговцы переманивали проходивших через город с товарами партнеров львовян.

Фрагмент портала в новой части Язловецкого замка
Фото: Катерина Липа
Фрагмент портала в новой части Язловецкого замка

Своим расцветом Язловец был во многом обязан армянской общине. Армяне не только торговали, но еще и строили, и, разумеется, защищали город вместе с православными, католиками, иудеями. Следы армянского присутствия видны повсюду. Ворота огромного замка, который достраивали-перестраивали-обновляли в соответствии со всеми новшествами оборонной науки, украшают целых четыре роскошных резных портала, созданных явно армянами – непревзойденными мастерами обработки камня. «Армянская рука» видна и в, казалось бы, совсем ренессансных порталах местного костела.

Обрамленный резным порталом въезд в Язловецкий замок расположен на пятиметровой высоте. Исследователи до сих пор ломают голову
над тем, как попадали в замок его защитники
Фото: Катерина Липа
Обрамленный резным порталом въезд в Язловецкий замок расположен на пятиметровой высоте. Исследователи до сих пор ломают голову над тем, как попадали в замок его защитники

Древние города были устроены таким образом, что жилье представителей той или иной национально-религиозной общины располагалось вокруг соответствующего храма. В случае вражеского нападения горожане организованно вставали к бойницам поблизости от своих жилищ, а культовые здания всех конфессий ощетинивались стволами мушкетов. Следов католического квартала поблизости от костела не осталось, место расположения нескольких православных церквей вообще неизвестно, а структура армянского квартала вполне прочитывается. Сохранилась церковь Богородицы, используемая после ухода армян из города греко-католиками как церковь Св. Николая (потому и сохранилась, что есть кому ее беречь). Местечковые домики Х I Х в. стоят на древних фундаментах, указывая на расположение роскошных купеческих камениц. Сохранилось и такое экзотическое для наших краев сооружение как армянский колодец – подземная цистерна-накопитель для сбора воды. В Стамбуле подобные цистерны огромны, а в Язловце – маленькая, сообразно масштабу города. Функционирует до сих пор – чистейшую водицу по трубе с насосом подают в сельскую школу. Место еврейского квартала указывала оборонная синагога. Здание не пережило двух мировых войн, но на старых фото его можно разглядеть.

В Гусятине

Эталонную синагогу-крепость XVI в. можно увидеть в 70 км от Бучача, в другом оборонном городке – Гусятине. Как и многие другие поселения края, Гусятин был выстроен на мысу, окруженном с трех сторон петлей реки. Мыс в старину защищали синагога и православная церковь Св. Онуфрия (естественно, тоже оборонная). Суровая церковь с толстенными стенами и похожей на бастион апсидой, вероятно, и артиллерийский обстрел выдерживала. Правда, еще в Х I Х в. она лишилась высокой оборонной башни над входной частью, бабинцем. Увы, во многих подольских храмах эти грозные атрибуты военных времен разобрали за ненадобностью. А гусятинская синагога исторический облик сохранила. За исключением небольшой детали: в XVIII в. к ней пристроили школу и замуровали артиллерийские амбразуры.

Церковь Св. Онуфрия в Гусятине. Золотой куполок – поздний новодел, церкви Подолья не имели куполов, которые могли быть мишенью
для вражеских ядер
Фото: Катерина Липа
Церковь Св. Онуфрия в Гусятине. Золотой куполок – поздний новодел, церкви Подолья не имели куполов, которые могли быть мишенью для вражеских ядер

Между прочим, амбразуры – деталь выразительная, свидетельствует либо об исключительном богатстве местной еврейской общины в XVI в. (что не подтверждено документами), либо об исключительной воинственности. Ведь пушки были крайне дорогим удовольствием, не каждый город (не говоря уж об отдельной общине) мог себе их позволить. Обычно как синагоги, так и церкви различных конфессий имели только бойницы для ручного оружия, максимум – для фальконетов. Так что гусятинские евреи здорово потратились – на пользу общине и всему городку, ведь синагога могла держать под артиллерийским огнем подходы к мысу.

Синагога в Гусятине. Дырочки под арочками вверху – бойницы
Фото: Катерина Липа
Синагога в Гусятине. Дырочки под арочками вверху – бойницы

Со стороны материка город защищал замок, от которого уже почти 100 лет как ничего не осталось, и монастырь ордена бернадинцев, от которого сохранился костел с великолепным, хоть и попорченным временем ренессансным порталом.

***

Из Гусятина рукой подать до Сидорова. Эта деревенька никогда и городом не была, но защищалась тоже недурно: здешний замок, вытянувшийся вдоль узкого, окруженного рекой хребта – один из самых эффектных в Украине. Местность здесь туристами не топтаная и невероятно живописная. Из Сидорова совсем недалеко до следующего живописного городка с очередным замком, за которым – еще один, и еще. Путешествие по Подолью трудновато закончить, его можно только прервать, чтобы тотчас начать планировать следующую прогулку.

 Замок в Сидорове выглядит чрезвычайно эффектно
Фото: Катерина Липа
Замок в Сидорове выглядит чрезвычайно эффектно

Катерина ЛипаКатерина Липа, журналістка
LB.ua в соцмережах: